Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 за 2012 г.

Современная тенденция развития военного дела выдвигает перед Вооруженными Силами России два важнейших требования:

  • уметь предвидеть характер будущей войны и в соответствии с этим правильно определять содержание военного обучения, т.е. знать, чему нужно учить войска.
  • правильно понимать, как нужно их учить, т.е. изыскивать такие формы и методы обучения, которые обеспечивали бы претворение в жизнь выработанных взглядов на способы ведения боевых действий.

 

По мере совершенствования вооружения и военной техники, способов их применения изменяются и условия подготовки и ведения боевых действий. На каждом новом этапе качественного изменения этих условий возникает необходимость разработки более совершенных форм подготовки войск.

Мировой опыт показывает, что широкое внедрение в практику боевой учебы войск современных средств и технологий обучения обеспечивает значительные преимущества в повышении профессионального уровня военнослужащих, роста выучки, боевой готовности и боеспособности соединений и воинских частей.

Наиболее эффективным считается комплексное внедрение технических средств обучения в сочетании с другими эффективными мерами (организационными, методическими, научными) путем их концентрации в центрах боевой подготовки.

Основными целями Центров боевой подготовки нового поколения можно считать:

  • внедрение в систему боевой подготовки вооруженных сил перспективных форм обучения с использованием современных информационных технологий, их применение наряду с существующими, традиционными формами обучения в интересах дальнейшего совершенствования уровня подготовки личного состава, слаженности подразделений, частей, соединений и их органов управления;
  • увеличение интенсивности мероприятий боевой подготовки, и как следствие сокращение сроков приведения соединений и частей в готовность действовать по своему предназначению.

Одним из основных факторов применения современных технологий обучения в центрах боевой подготовки необходимо рассматривать создание единого информационного пространства учебного процесса (система конструктивного моделирования).

В этом информационном пространстве необходимо максимально учесть составляющие обучения. Основные из них:

  • информацию об объекте обучения (обучаемом), историю его подготовки, результаты контрольных занятий и нормативов, тенденцию роста боевого мастерства, имеющиеся недостатки в подготовке;
  • планирование мероприятий подготовки от военнослужащего до подразделения и органа управления с учетом уровня их подготовленности, укомплектованности, имеющегося вооружения и средств управления;
  • создание единого «виртуального поля боя» с участием, как реальных образцов вооружения и военной техники, так и тренажеров, автоматизированных систем управления;
  • осуществление объективного контроля за ходом учебного процесса с предоставлением возможности доступа к этой информации вышестоящих органов управления до Генерального штаба включительно;
  • проведение анализов результатов обучения, подготовка и проведение разбора занятий и учений, всего процесса подготовки в Центре с выдачей рекомендаций по организации боевой подготовки в пунктах постоянной дислокации;
  • предоставление материалов разбора и выводов об уровне подготовки соединения (подразделения) вышестоящему командованию.

Главным аспектом функционирования системы конструктивного моделирования является объединение всех систем, обеспечивающих процесс подготовки военнослужащих и подразделений, в «единое виртуальное поле боя», что предоставляет военным специалистам неограниченные возможности в проведении различных видов подготовки.

Для обеспечения всего спектра подготовки общевойскового соединения центр должен иметь:

  • программно-технический комплекс подготовки органов военного управления тактического звена, в том числе с использованием автоматизированной системы управления;
  • комплекс средств для проведения двусторонних тактических учений с применением технологии лазерной имитации стрельбы и поражения и контроля действий обучаемых подразделений, в том числе и в различных типах населенных пунктов;
  • тренажерный комплекс для подготовки подразделений до усиленного общевойскового батальона с возможностью ведения двустороннего «виртуального боя» в различных климатических, географических условиях театров военных действий с обеспечением вариантности тактической (оперативной) группировки войск (сил);
  • комплекс объектов полевой учебной базы, оснащенных современным оборудованием, обеспечивающим осуществления объективного контроля результатов практической стрельбы и вождения боевых машин;
  • комплекс компьютерного тестирования теоретических знаний обучаемых.

Для определения уровня индивидуальной обученности военнослужащих и понимания, какой учебный курс в Центре боевой подготовки должно пройти соединение или подразделение, в начале процесса обучения проводится тестирование полученных в пунктах постоянной дислокации знаний, умений и навыков по основным дисциплинам боевой подготовки, так называемый «входной контроль».

Для проведения такого тестирования центр должен иметь: комплекс компьютерного тестирования теоретических знаний военнослужащих, тренажерный комплекс для проверки навыков военнослужащих в действиях при вооружении, выполнения контрольных и зачетных практических упражнений по огневой подготовке и вождению боевых машин, сдачи контрольных нормативов по специальности.

Современные средства обучения и тестирования позволят в течение 2–3 дней обеспечить «входной контроль» по основным предметам подготовки всех военнослужащих соединения (подразделение 1–2 дня) с выставлением реальных оценок уровня их подготовки.

На основе полученных результатов вышестоящему командованию необходимо будет по рекомендации руководства Центра принять решение о том, какую программу подготовки для соединения выбрать. Кроме того такой объективный «входной контроль» позволяет оценить самого и командира соединения, как организатора боевой подготовки в пункте постоянной дислокации.

Содержание индивидуальной подготовки (тематика занятий, сроки их проведения, применяемые методы и формы) определяются отдельным решением вышестоящего командования или руководства центра.

Слаживание подразделений начинается с тактико-строевых занятий с ротой со средствами усиления и им равным подразделений.

Занятия проводятся на тренажерном комплексе методом «виртуальных» ротных тактических учений, как односторонних с применением противоборствующих «компьютерных сил», так и создание «дуэльных ситуаций» между подразделениями.

Моделирующая система, в которую погружены тренажеры вооружения и военной техники, обеспечивает их функционирование в «виртуальном поле боя», позволяет действовать военнослужащим так, как бы они действовали на реальной местности.

Командиры подразделений используя цифровые карты местности с обстановкой и отображение ее на экране в трехмерном виде способны принимать решения с максимальной достоверностью, как бы они принимали на своих командных пунктах, а также управление подразделениями в ходе «боя».

Основой двустронних учений с использованием реальной техники и вооружения является внедрение в боевую подготовку современной системы имитации стрельбы и поражения.

Такая система обеспечивает не только предоставление информации о том, что противник «убит», а степень его поражения — солдат: легко «ранен», тяжело «ранен» или «убит», техника — «повреждена» или «уничтожена». Система позволяет практически в 100 процентах случаев приблизить условия проведения занятий и учений к реальным.

Оборудование средств вооружения новейшими имитаторами стрельбы обеспечивает реальность их применения. Использование средств геометрической синхронизации предоставляет возможность применения артиллерийских систем со стрельбой с закрытых огневых позиций.

Осуществление объективного контроля в режиме «он-лайн», как на месте (в поле), так и в центре руководства обучением, позволяет оценить действия каждого военнослужащего и подразделения в целом, тщательно подготовить и провести разбор занятия или учения с необходимой детализацией.

Применение в центре современного полигонного оборудования способствует объективной оценке в автоматизированном режиме степени огневого поражения «противника», обеспечивает понимание уровня готовности командиров и личного состава подразделений к боевым действиям. Внедрение автономных средств создания мишенной обстановки позволит руководителю учения применять различные ситуации в действиях «противника», что обеспечит уход от некоторой шаблонности при проведении учений с боевой стрельбой, существующей сегодня.

Подготовка органов управления тактического звена в центре организовывается в нескольких плоскостях: компьютерные командно-штабные тренировки (одностепенных и двухстепенных), реальная работа командиров и штабов при проведении двустронних учений с применением системы имитации стрельбы и поражения, действие органов управления в ходе учений с боевой стрельбой.

Проведение командно-штабного учения соединения с привлечением подразделений, действующих на всех сегментах центра, можно считать заключительной фазой подготовки органа управления бригады.

Основой подготовки органов управления от командования подразделений до управления бригады является погружение средств обучения в единое информационное пространство центра, обеспечивающие объединение всех обучающих систем в единое «виртуальное поле боя».

Каждый командир, как и в реальном бою, решает задачи на своем участке и имеет информацию, аналогичную той, какую бы он имел в реальном бою. Должностные лица управления бригады действуют на «поле боя» в соответствии со своим прямым предназначением, по установленному руководящими документами порядку.

Управление подразделениями, органами управления бригады производится в условиях «виртуального радиоэфира». Его использование способствует сымитировать реальную связь с учетом рельефа местности, расстояний между командными пунктами и подразделениями, действий противника по подавлению радиостредств и других немаловажных факторов.

При внедрении современных обучающих технологий в боевой подготовке мы ожидаем получить следующие результаты:

  • увеличение доли обученных военнослужащих с учетом сокращения сроков общей продолжительности службы в Вооруженных Силах;
  • сокращение сроков и повышение качества подготовки обучаемых;
  • достижение высокой готовности подразделений к выполнению учебных и боевых задач;

При этом обеспечивается:

  • максимальная объективность контроля уровня подготовки военнослужащих, подразделений и органов управления;
  • комплексная подготовка военнослужащих, экипажей (расчетов), подразделений, воинских частей, органов управления с использованием современных компьютерных технологий в комплексе с применением традиционных форм и методов обучения;
  • совершенствование навыков командиров и должностных лиц оперативного состава органов управления в работе на местности при проведении рекогносцировок и организации взаимодействия, решении других задач;
  • эффективная подготовка подразделений к боевым действиям в сложных условиях местности, в городах и населенных пунктах;
  • повышение морально-психологической устойчивости личного состава в условиях обстановки, близкой к реальной;

Использование современных технологий боевой подготовки позволит создать современную инфраструктуру боевой подготовки, обеспечивающую проведение мероприятий учебного процесса войск и включающую в себя:

  1. Учебно-тренировочные комплексы соединений — плановая индивидуальная подготовка специалистов, слаживание подразделений от экипажа (расчетов) до взвода, роты (батареи),
  2. Полигоны военных округов — мероприятия полевой выучки дислоцированных вблизи них соединений и частей, крупномасштабные учения и маневры с практическим применением всех средств поражения.
  3. Центры боевой подготовки — объективная поверка уровня подготовленности общевойсковых соединений, доведение индивидуальной подготовки военнослужащих до необходимого уровня, слаживание в сжатые сроки подразделений от роты до батальона, органов военного управления тактического звена в различных условиях и режимах тренировок, комплексная и интенсивная подготовка их к выполнению задач по предназначению на различных театрах военных действий.
  4. Алексеев Андрей Олегович
    Руководитель Дирекции по разработке Центра боевой подготовки ОАО «НПО РусБИТех»

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru