19 марта под руководством заместителя председателя Правительства РФ, Председателя Военно-промышленной комиссии Дмитрия Рогозина прошло совещание по реформированию системы управления организациями ракетно-космической отрасли. В совещании участвовали Михаил Абызов, министр РФ по взаимодействию с открытым правительством, и глава «Роскосмоса» Владимир Поповкин. А днем ранее по тому же вопросу состоялось заседание экспертного совета при Правительстве РФ под председательством Михаила Абызова.

Экспертный совет и «Роскосмос» разошлись во мнениях относительно будущей структуры ракетно-космической отрасли, задач и функций федерального органа управления и хозяйствующих субъектов.

Предложения экспертов

Выступивший на заседании 18 марта член Экспертного совета при правительстве РФ Василий Сидоров представил консолидированное предложение рабочей группы экспертного совета по реформированию отрасли.

Он отметил, что в настоящее время российская ракетно-космическая отрасль испытывает ряд системных проблем, а ее деятельность подвержена значительным рискам. В частности, среди основных проблем и рисков рабочая группа экспертного совета при Правительстве РФ назвала совмещение стратегических, оперативных и контрольных функций в одних в одних руках. Эксперты считают следствием такого положения низкую конкуренцию, практическое отсутствие инноваций, сохранение высокой степени избыточности устаревших производственных мощностей, несоответствие промышленной базы отрасли задачам разработки современных космических средств, неэффективное управление предприятиями, низкую производительность труда, дефицит квалифицированных кадров, низкую долю частного капитала в отрасли, низкую надежность космической техники. Результатом перечисленных проблем становится все более высокий риск потери лидирующих позиций на мировом рынке космических услуг по тем направлениям, где пока такие позиции удерживаются.

Исходя из понимания существа проблем, рабочей группой были сформулированы предложения, направленные на решение актуальных задач. Во-первых, создание механизмов конкуренции. Во-вторых, формирование предпосылок и стимулов для инноваций. В-третьих, разделение функций заказчика и исполнителя. В-четвертых, повышение эффективности производственных мощностей и бизнес-процессов в ракетно-космической промышленности. В-пятых, активизация привлечения частного капитала.

Важным фактором рабочая группа экспертного совета считает отказ от каких-то временных, переходных моделей функционирования отрасли, решимость сразу формировать структуры, способные успешно работать длительное время, чтобы были достигнуты эффективные результаты по всем составляющим космической деятельности, а не только по каким-то организационным мероприятиям.

Василий Сидоров подчеркнул, что международная и российская практика системного структурирования ракетно-космической отрасли сильно различаются. У крупнейших игроков в сфере космической деятельности — США, Европейского союза, Китая, Японии, — соответствующие государственные органы (агентства) сфокусированы на стратегии, целеполагании, проведении ряда научно-исследовательских работ, на реализации государственных космических программ, в том числе на размещении и финансировании заказов. Такой профиль деятельности космических агентств стимулирует развитие конкуренции в ракетно-космической промышленности, как между частными предприятиями (США, Евросоюз, Япония), так и между государственными компаниями (Китай).

В России в текущий момент «Роскосмос» совмещает компетенции федерального органа исполнительной власти и хозяйственного субъекта. Это совмещение компетенций имеет место на фоне очевидной несовместимости показателей эффективности государственных и коммерческих функций в рамках одного органа. Федеральные органы исполнительной власти не заинтересованы в формировании конкурентной среды для осуществления оперативного управления хозяйственной деятельностью предприятиями отрасли.

Рекомендации рабочей группы экспертного совета сводятся к нескольким ключевым мероприятиям.

Первое: сохранить для федерального органа исполнительной власти («Роскосмос») функции разработчика стратегии; регулятора; владельца научной, испытательной, пусковой инфраструктуры; заказчика проектов, управляющего органа по реализации космической программы.

Второе: усиление контроля за деятельностью ракетно-космической отрасли через коллегиальные органы. Это отраслевой совет, экспертные советы при регуляторе, совет директоров акционерного общества, которое предлагается сформировать в отрасли. Создание в отрасли не менее двух конкурирующих центров компетенций, выведение промышленных организаций из зоны ответственности «Роскосмоса».

Третье: создание ОАО «Космопром» в качестве единого центра управления предприятиями ракетно-космической отрасли. «Космпром» видится полноценной акционерной компанией с полной инфраструктурой, которая использует лучшие корпоративные практик, имеет четкую управляющую структуру, систему ценностей, менеджмент, ориентированный на достижение поставленных целей через систему вознаграждений. Компания должна быть нацелена на повышение эффективности предприятий, повышение конкурентоспособности, на эффективное исполнение государственного заказа, на создание, при необходимости, международных альянсов.

В сфере привлечения частного капитала, ОАО «Космопром» представляется оптимальной формой для задействования механизма частно-государственного партнерства. На первом этапе компания будет со 100-процентным государственным участием, а в последующем предполагается выделение 5-7 самостоятельных субхолдингов, которые смогут привлекать частный капитал.

Виталий Лопота, президент РКК «Энергия», говорит, что состояние отечественной ракетно-космической отрасли и космонавтики требует нового стратегического мышления для поступательного развития космической деятельности. Объем мирового рынка космических услуг сегодня составляет более 300 млрд дол. в год. К сожалению, доля российской космонавтики на этом рынке незначительна. Россия занимает первое место в мире лишь в секторе пусковых услуг, осуществляя больше всех пусков космических ракет-носителей (РН). В силу известных причин российские ракетно-космические средства, системы и комплексы уступают зарубежным аналогам по электронной элементной базе, современным материалам и т.д.

Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики, пишет, что в нынешней системе «у семи нянек дитя без глазу». Полностью предприятия подчиняются только «Росимуществу», а «Роскосмос» все свои желания должен согласовывать с кучей министерств. Фактически ни одно из министерств не работает при этом на решение основной задачи этой отрасли — необходимостью радикально повысить производительность труда. Пользуясь таким неопределенным положением, директора предприятий управляют ими буквально по собственному желанию, что привело к набиранию заводами большого количества непрофильных рисков, непрофильных активов, а в конечном итоге низвело производительность труда на очень низкий уровень.

В денежном выражении, по оценке Минэкономразвития, наше космическое строительство по производительности труда уступало европейским предприятиям в 10 раз, а NASA — в 30 раз! По этой причине нельзя говорить ни о бурном развитии отрасли, ни о сохранении конкурентоспособности. У «Роскосмоса» остался минимум времени, чтобы сохранить конкурентоспособность хотя бы на части внешнего рынка, без коренной реорганизации ее потом не будет и на внутреннем рынке.

Конкурс мнений

К сожалению, мнения и предложения рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ в «Роскосмосе» не учитывают и как будто не слышат. 19 марта на совещании под руководством Дмитрия Рогозина глава «Роскосмоса» Владимир Поповкин вновь заявил о необходимости создания государственной корпорации. Хотя экспертный совет неоднократно указывал на системные недостатки такого предложения.

Формирование госкорпорации никак не устраняет внутренний конфликт от совмещения управленческих и хозяйственных функций. Нет возможности сформировать объективные показатели эффективности для каждого органа, каждого уровня управления. Ведь для хозяйственных субъектов необходимы коммерческие показатели, а для федерального органа управления — совсем иные. Госкорпорация не заинтересована в развитии конкурентной среды, снижении себестоимости продукции, повышении ее качества, внедрении инноваций.

Создание госкорпорации, в отличие от ОАО, потребует подготовки и принятия специального законодательного акта и неизбежно станет очередным поводом для негативной реакции внутри страны и за рубежом в духе «строительства в России госкапитализма». Напомним, что руководство страны не видит будущее экономики России в госкапитализме.

В своей программной статье «Нам нужна новая экономика», опубликованной в газете «Ведомости» 30 января прошлого года, Президент РФ Владимир Путин писал: «Ошибочно на основании нашей работы по собиранию, реструктуризации и предпродажной подготовке активов делать выводы о разрастании госкапитализма.

По каждой компании у нас сегодня есть план по их реорганизации, выводу на рынок. Часть их будет превращена в публичные компании с последующей продажей пакетов акций. Это затронет „Ростехнологии“, „Росавтодор“, „Росатом“ в его гражданской части и ряд других госкорпораций. Это работа не одного дня, но и тянуть ее до бесконечности мы не можем. Считаю возможным до 2016 г. снизить долю участия государства в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных несырьевых компаний, которые не относятся к естественным монополиям и оборонному комплексу.

Мы рассчитываем на активное участие российского капитала в приватизации и дальнейшем развитии высокотехнологичных активов. Одновременно надо искать покупателей среди глобальных инвесторов, которые готовы были бы не только вкладываться в научно-производственную базу, а принести свои связи, свое место на крупных международных рынках».

Правительство примет оптимальное решение

Выступая перед журналистами по завершении заседания экспертного совета при Правительстве РФ, Михаил Абызов заявил, что члены экспертного совета и представители «Роскосмоса» сошлись на том, что отрасли необходима консолидация. Рассматривается два базовых варианта консолидации: создание либо пяти-шести профильных холдингов, либо создание единой компании «Космопром» (условное название, которое еще необходимо утвердить). В этой части мнения и экспертов, и мнение представителей Правительства РФ на сегодняшний день практически совпадает. Расхождение в том, создавать ли такую структуру как госкорпорацию, либо как независимую компанию.

Председатель Правительства определил, что решение должно быть принято в ближайшее время. Михаил Абызов высказал надежду, что до 12 апреля Правительство примет окончательное решение по будущему облику ракетно-космической отрасли.

Михаил Анатольевич подчеркнул, что все преобразования должны проходить с минимальными издержками и привести к позитивному эффекту. В этом отношении предлагаемые решения учитывают требования безусловного выполнения ракетно-космической отраслью Гособоронзаказа, в рамках которого финансируется и исполняется военная часть космической программы, никаких переносов на более поздний срок заданий Гособоронзаказа не будет.

19 марта по итогам совещания вице-премьер, Председатель ВПК Дмитрий Рогозин заявил: «Приняв за исходную точку инициативы Федерального космического агентства по реорганизации космической промышленности, рабочая группа подготовила целый ряд моделей управления отраслью. В соответствии с поручением Председателя Правительства итоговые предложения по реформированию ракетно-космической промышленности будут представлены в конце этого месяца. А Правительство РФ уже определиться с той моделью организации космической отрасли, которую сочтет наиболее оптимальной, соответствующей и бюджетным возможностям и нашим взглядам на перспективы развития космической деятельности страны. Нам надо хорошо поработать эти дни. Я скажу крамольную мысль: даже если мы в чем-то и ошибемся на первом этапе, это все равно будет лучше, чем сохранять сложившуюся ситуацию, когда все ходят, думают, разброд и шатание. Нам надо закруглять все дискуссии и принимать решения».

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru