24 ноября впервые за 50 лет ВВС страны из блока НАТО сбили российский боевой самолет. Имела ли Турция право сбивать российский бомбардировщик и как это повлияет на отношения между нашими странами?

Согласно версии Турции, Cу-24 нарушил воздушное пространство, причем о приближении к границе его неоднократно предупреждали по радио, а после этого он был сбит уже над Сирией ракетой воздух-воздух с тепловой головкой наведения с расстояния около 4 километров. В сети появилась также и запись этого предупреждения, которую делали на аварийных частотах.

Право на атаку

По словам руководителя центра изучения общественных прикладных проблем (ЦИОПП) Александра Жилина, в таких случаях существует чёткая процедура действий стороны, чьи границы были нарушены: «Вылетают истребители и устанавливают связь, включая прямую видимость, с экипажем самолёта–нарушителя, поскольку всегда возможно, что у самолёта отказало навигационное оборудование или нарушена система управления. И только после этого, убедившись, что дело вовсе не в неисправности, истребители сопровождения пытаются вытеснить нарушителя из своего воздушного пространства или принуждают к посадке на своём аэродроме. Если же самолёт продолжает полёт вглубь территории страны, тогда открывается предупредительный огонь и только после этого наносится удар непосредственно по воздушному судну», — считает эксперт.

Учитывая расстояние, которое преодолел согласно турецкой версии Су-24, над Турцией он летел не более 20 секунд, причем вторые десять секунд он находился в стадии покидания воздушного пространства. Конечно, все эти правила применимы в первую очередь к мирному времени и к гражданским самолетам, но Россия и не находится с Турцией в состоянии войны. К тому же, в 2012 году после того, как в Сирии был сбит турецкий самолет, занимавший тогда пост премьер-министра Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Кратковременное нарушение границы не должно служить поводом для нападения. Даже если самолет в течение нескольких секунд находится в чужом воздушном пространстве, это не повод нападать». Сегодня риторика Эрдогана звучит совсем по-другому: «Российский самолет находился в турецком воздушном пространстве в течение 17 секунд. Самолет турецких ВВС F-16 сбил его в рамках принятых нами правил реагирования на угрозы».

Стоит напомнить, что самолеты Турции систематически нарушают воздушное пространство Греции, однако в них никто не стреляет. «Мы не стреляем друг в друга, а пытаемся отпугнуть соседа посредством маневров. В противном случае у нас бы уже не осталось авиации. Турецкие самолеты постоянно нарушают воздушное пространство Греции, но их никогда не сбивают», - заявил экс-посланник Греции в Турции Леонидаса Христанопулоса.

Однако, всё зависит от взаимоотношений между странами. Формально Турция имела право сбить российский бомбардировщик, учитывая их неоднократные предупреждения о том, что российские самолеты нарушают границу и сбитый беспилотник. Именно поэтому МО РФ полностью отрицает факт нарушения воздушного пространства. Таким образом, этот инцидент находится в политической, а не военной плоскости, и формальности в этой ситуации играют не такую уж и большую роль.

Две экс-империи

Если посмотреть на ситуацию глазами турков, то выглядит она следующим образом. Для Эрдогана Сирия является примерно тем же, чем для Путина – Донбасс. Сравнение, конечно, натянутое, но доля правды в нем есть. Сам факт того, что Россия отправила против его воли свои самолеты бомбить ту территорию, которую он воспринимает как часть бывшей Османской Империи понравиться ему не может. Кроме того, в Турцию с территории, подконтрольной ИГИЛ шли поставки нефти.

Турция похожа на Россию в том, что она также была великой империей и потеряла этот статус примерно в одно с ней время. И то, что русские туристы воспринимают это государство только как место для отдыха с отелями где «все включено» – проблема русских туристов. Вполне вероятно, что для Эрдогана главным стимулом атаки на российский самолет является поднятие своего рейтинга, точно так же, как и для Путина военная операция в Сирии и присоединение Крыма. Он понимает, что обрывать все контакты Россия с Турцией неспособна, так как это невыгодно в первую очередь ей самой.

Платить придется простым смертным

Печально, что в первую очередь политические игры отразятся на простых гражданах Турции и России.

Во-первых, обострение отношений является колоссальным ударом по российскому турбизнесу, который и без того подкосили сначала падения рубля, потом ситуация вокруг Трансаэро, а позже – остановка авиасообщения с Египтом. По самым оптимистичным прогнозам, к марту на российском рынке останется не более 50% от существующих турфирм, а значит, тысячам людей придется искать работу, а туристам – выбирать другие, более дорогие направления для отдыха или вовсе оставаться дома. По данным Ростуризма, в 2014 году в Турции отдыхали около 1,4 млн российских туристов, которые привезли в бюджет страны около 4 миллиардов долларов.

Во-вторых, почти треть всех овощей и фруктов на российских прилавках привозится в Россию из Турции (в прошлом году объем поставок составил около 500 тысяч тонн). Благодаря эмбарго в отношении западных продуктов, поставки турецких фруктов и овощей в Россию выросли почти на треть, а местные фермеры смогли зарабатывать на них около 1 миллиарда долларов в год. Именно эту сумму они потеряют в том случае, если сотрудничество в этой сфере будет прекращено. Ну а россиянам в свою очередь придется забыть о дешевых фруктах и овощах в зимнее время, как в далекие 1980-е годы.

В-третьих, около 6% от всей готовой одежды и 13% от тканей на российском рынке привозится из Турции, которая зарабатывает на этом около полумиллиарда долларов в год. В первую очередь это трикотаж, джинсы и кожаные изделия, и хотя по сравнению с поставками одежды из Китая (более 50% всего рынка) эти цифры не велики, выбора у россиян будет меньше.

В-четвертых, Россия сотрудничает с Турцией в сфере высоких технологий, и в том числе ГК «Росатом» строит на южном побережье АЭС «Аккую». Этот проект стоимостью 27 миллиардов долларов должен быть реализован к 2020 году и является одним из самых крупных в портфеле Госкорпорации. Прийти к соглашению с Турцией «Росатом» смог в жесткой конкурентной борьбе, впервые в мире предложив модель (build-own-operate, строй-владей-эксплуатируй), когда проектная компания принимает на себя обязательства по проектированию, строительству, обслуживанию, эксплуатации и выводу из эксплуатации станции. В случае отказа от строительства, Россия потеряет уже вложенные в проект 3 млрд долларов. Стоит отметить, что «Росатом» в данный момент является одной из немногих Госкорпораций в России, которая приносят в бюджет страны реальные деньги, и ослабление ее позиций ни к чему хорошему не приведет.

Что касается поставок российского газа, то заменить его Турции нечем, а России терять второго после Германии импортера своего голубого топлива совсем не выгодно, а значит, этот вопрос обе стороны будут стремиться вынести за пределы конфликта.

Последнее слово за Кремлем

Главные связи между нашими странами завязаны на поставках газа, а также на высокотехнологичном уровне. Без поставок в Россию фруктов, овощей а также без российских туристов Турция прожить сможет.  Учитывая последнее заявление Эрдогана о том, что он сожалеет о сбитом российском самолете и о том, что «такое больше не повторится», решение о прекращении сотрудничества будет приниматься в Кремле, который не может не ответить на действия турецких властей. Главный вопрос заключается в том, будут ли эти санкции номинальными или реальными. Однако, учитывая полный разрыв по техническому сотрудничеству с Украиной, исключать сегодня ничего нельзя.

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru