Владимир Козин-член-корреспондент РАВН и РАЕН 

В связи многочисленными заявлениями высокопоставленных официальных американских представителей о необходимости включения в возможный будущий переговорный процесс между Москвой и Вашингтоном вопроса о продлении российско-американского Договора СНВ-3 до 2026 года всех пяти новых видов российских систем вооружений, о которых было объявлено Президентом России Владимиром Путиным в марте 2018 года, в российском экспертном сообществе возникла дискуссия о целесообразности распространения на них положений названного договорного акта.

Эксперты, выступающие за укрепление обороноспособности России и стратегической стабильности в мире, выражают глубокое сомнение в том, что российская сторона должна идти навстречу Вашингтону вопреки тому, что все без исключения системы, о которых он говорит, кроме одной – это МБР «Сармат», не подпадают под положения этого договора, подписанного в Праге в 2010 году. Другая, весьма малочисленная группа российских экспертов, поддерживающая тесные контакты с западными политологическими центрами, считает возможным пойти навстречу американским контрагентам и отказаться от всех или от какой-то части российских перспективных систем вооружений в обмен за согласие Соединенных Штатов продлить Пражский договор и оживить контроль над вооружениями, который по признанию обеих сторон, зашел в глухой тупик.

Что же конкретно интересует Вашингтон в данном вопросе?

Американская сторона первоначально называла только два из этих пяти видов вооружений:гиперзвуковой планирующий крылатый боевой блок «Авангард» и новую МБР «Сармат», которая должна придать ему первоначальную скорость после ее запуска. Впоследствии были обозначены и остальные три ударные системы России: ракетный комплекс «Кинжал» воздушного базирования, океанская многоцелевая автономная система «Посейдон», а также крылатая ракета «Буревестник», оснащенная мини-ядерным двигателем. На боевую лазерную установку «Пересвет»  американское руководство решило не обращать внимание, поскольку лазерные вооружения вообще не затрагиваются в каких-то договорах, кроме Соглашения о предотвращении инцидентов на море 1972 года.

В этой связи возникают два существенных вопроса. Во-первых, почему американские сторона попытались распространить его положения именно на указанные системы? Во-вторых, какие цели она преследует, требуя увязать эти системы с положениями договора 2010 года?

Анализ заявлений военно-политического руководства США показывает, что оно проявило заметную озабоченность по поводу тактико-технических характеристик этих видов вооружений, о которых было частично объявлено российским руководством, а также по причине того, что американский ВПК практически еще многие годы не сможет ничего противопоставить этим российским системам по ударно-боевым возможностям и полетным скоростным характеристикам.

Не имея оснований для достижения договоренностей с Москвой по данной проблематике, в Вашингтоне также пришли к выводу, что обе эти новейшие перспективные и наиболее высокотехнологичные российские ударные системы позволят многократно усилить оборонный потенциал России в короткие сроки при умеренных затратах материально-технических и денежных средств.

Чтобы придать юридическую солидность своим требованиям в том, что упомянутые новые российские системы вооружений могут быть развернуты до 5 февраля 2021 года, то есть до даты истечения срока действия Договора СНВ-3, государственный департамент США заявил, что они будут считаться «существующими типами» и будут подпадать под положения названного договора «в соответствующий момент цикла их разработки».

Но такие системы просто не упомянуты в этом договоре. В пункте 8 его статьи III содержатся конкретные перечисления носителей СНВ двух сторон.

Там заявлено, что на дату его подписания (8 апреля 2010 года) «существующими типами» межконтинентальных баллистических ракет для Российской Федерации являлись: РС-12М, РС-12М2, РС-18, РС-20 и РС-24, а к существующим российским типам баллистических ракет подводных лодок были отнесены БРПЛ РСМ-50, РСМ-52, РСМ-54 и РСМ-56. Были указаны и типы тяжёлых стратегических бомбардировщиков (ТСБ) России. Разумеется, перечислялись по типам все три компонента стратегической триады США. В этой же статье также указывались существующие у сторон пусковые установки для МБР и БРПЛ, а также типы ТСБ. Как видно, МБР «Сармат» там не было и в помине.

Тем не менее, пункт 1 статьи V позволял и до сих пор позволяет сторонам производить модернизацию и замену своих СНВ без указания каких-то сроков или этапов.

Что касается гиперзвукового планирующего крылатого боевого блока «Авангард», то он является уникальным боевым блоком, об ограничительных параметрах которых в Договоре СНВ-3 вообще ничего не говорится. А статья II указывает только на три конкретных объекта сокращений СНВ: МБР, БРПЛ и ТСБ сторон, их пусковых установок и боезарядов до определенного количества. Ничего не говорится даже о классических боевых блоках традиционной стратегической ядерной триады сторон.

Что же касается новой МБР «Сармат», что в соответствии со статьей III для целей Пражского договора, в том числе зачета МБР и БРПЛ, могут быть засчитаны только те ракеты названных типов, которые «обслуживаются, хранятся и транспортируются» в виде уже собранных ракет в пусковых контейнерах или без них. В договоре также указано, что ракета типа, созданного и испытанного исключительно «для перехвата объектов и борьбы с объектами, не находящимися на поверхности Земли», не рассматривается как баллистическая ракета, на которую распространяются положения Договора СНВ-3. Как известно, сама МБР «Сармат» не предназначена для перехвата объектов и борьбы с объектами, не находящимися на земной поверхности, а рассматривается как ракета-носитель боевого блока.

Было бы странным, если бы Москва пошла на сокращение или уничтожение своих новых перспективных систем вооружений только потому, что так хочется Вашингтону в условиях, когда она достигла гораздо большего прогресса в их развитии, чем США. Такой шаг был бы весьма опасным, поскольку он негативным образом сказался бы на укреплении национальной обороны и безопасности России, а также в еще большей степени подорвал бы стратегическую стабильность в глобальном измерении. Новые системы вооружений, о которых идет речь, позволяют в разы укрепить не только национальную безопасность России, но и стратегическую стабильность в глобальном масштабе, поскольку их принятие на вооружение сможет одновременно выправить некоторые дисбалансы в ядерных, противоракетных и в тяжелых обычных вооружениях, которые возникли по инициативе Соединённых Штатов и в их пользу.

Какой имеется смысл ликвидировать подобные российские системы вооружений, если Вашингтон практически отказался признавать наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными ядерными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, что было зафиксировано в преамбуле Договора СНВ-3? Какой имеется смысл в этом, если Соединенные Штаты придерживаются деструктивных принципов в сфере контроля над вооружениями, отказываясь от принципа равенства и равной безопасности и не отказываясь от наступательных военных доктрин и стратегии нанесения первого ядерного удара?

Итак, у американской стороны вообще нет никаких юридических оснований для распространения положений Договора СНВ-3 на новые перспективные системы вооружений Российской Федерации.

Американской стороне может быть дан и иной ответ по этому поводу, который может быть прост и конкретен: Москва не намерена вести никаких дискуссий по проблематике ограничений или сокращений названных систем с Соединенными Штатами, которые до сих пор негативно относятся к 13 международным договорам в сфере контроля над вооружениями, шесть из которых имеют прямое отношение к ядерным вооружениям, до сих пор сохраняют тактические ядерные арсеналы в Европе, приблизило носители ядерного оружия в виде ТСБ и самолетов«двойного назначения», а также противоракетную инфраструктуру морского и наземного базирования к территории России.

Выступая 6 ноября в Кремле на церемонии представления главе государства офицеров и прокуроров по случаю их назначения на высшие командные должности и присвоения им высших воинских и специальных званий, Президент Владимир Путин заявил: «Наша Армия и Флот доказали свою высокую готовность, и мы намерены наращивать оборонный потенциал, ставить на боевое дежурство системы гиперзвукового, лазерного и другого современного вооружения, которого пока нет у других стран». Особо отметив, что это шаг не является поводом для того, чтобы кому-то угрожать, он добавил: «Напротив, мы готовы сделать все от нас зависящее для того, чтобы подтолкнуть разоруженческий процесс с учетом наших новейших систем вооружения, задача которых заключается исключительно в том, чтобы гарантировать безопасность с учетом растущих для нас угроз».

Именно «подтолкнуть разоруженческий процесс», а не разоружиться в одностороннем порядке ради него. Ключевое значение также имеет вторая часть цитируемого высказывания о задаче новейших систем вооружений, которая заключается «… исключительно в том, чтобы гарантировать безопасность с учетом растущих для нас угроз».

Вполне очевидно, что выпячивая проблему «новых российских вооружений» с искусственной увязкой с Договором СНВ-3 и желая вовлечь в него КНР, которая уже не раз заявляла об отсутствии такой возможности, Вашингтон все-таки решил выйти из Пражского договора по аналогичной схеме, которую он использовал как пропагандистское и лукавое прикрытие необоснованной и односторонней денонсации Договора о ликвидации РСМД в августе текущего года.

Москва не считает возможным обсуждать включение новых российских вооружений в Договора СНВ-3 без его пересмотра, заявил заместитель главы МИД России Сергей Рябков на Московской конференции по нераспространению, состоявшейся в первой декаде ноября. Он напомнил, что с американской стороны звучат рассуждения о распространении действия договора «на не подпадающие под его охват новые российские вооружения», о которых неоднократно высказывался президент России Владимир Путин. «Это невозможно без вскрытия и существенной переработки текста соглашения», - заявил подчеркнул он.

Вполне очевидно, что подобное «вхождение в текст» Договора СНВ-3 с целью его любой переработки, редактирования уже согласованных и утвержденных статей или включения каких-то новых формулировок привела бы к коренной ломке этой договоренности, что не отвечает коренным интересам в области национальной безопасности Российской Федерации.

Что касается возможного отказа США от продления Договора СНВ-3 или его односторонней денонсации, то коснувшись этой темы на полях Международного экономического форумав Санкт-Петербурге в июне этого года,Президент России Владимир Путин не исключил вероятность отказа России от продления Договора СНВ-3 в том случае, США не пойдут на его продление на последующие пять лет.

Естественно: ответственность за это ляжет только на Вашингтон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru