Несколько дней назад с американским самолетом F-35A Lighting II в тренировочном полете произошла аварийная ситуация. Она заставила истребитель пятого поколения срочно вернуться на базу ВВС США Эглин во Флориде (Eglin, Valparaiso, Florida).

F-35A. Eglin Air Force Base

После посадки у F-35A подломилась передняя стойка шасси, и самолет «пропахал» своим носом по бетону взлетно-посадочной полосы. Инцидент произошел в среду, 22 августа. Как сообщают ВВС США, пожарные и спасательные службы отработали штатно, пилот не пострадал. Самолет закреплен за 58-й эскадрильей 33-го истребительного авиакрыла. В настоящее время начато расследование инцидента, которое продлится не менее месяца, сообщила пресс-секретарь авиакрыла Лена Лопес (Lena Lopez).

Какой ущерб может быть причинен в результате инцидента, и в какую сумму выльется ремонт истребителя, неясно, т.к. пресс-служба пока не поделилась подробностями о первоначальном инциденте, который потребовал возврата на базу, хотя и так понятно, что сумма будет исчисляться миллионами долларов.

F-35A. Eglin Air Force Base

Некоторые американские эксперты предполагают, что причиной аварии могут быть так и не разрешенные технические и конструктивные проблемы с механизмами передней стойки шасси.

К слову, это не первый случай, когда у F-35 выявляется подобная проблема с передней стойкой. В 2017 году от пилотов ВМС США поступали неоднократные жалобы на F-35C при взлете с использованием катапульты. Летчики не могли нормально считывать приборную информацию и работать с арматурой кабины, также многие из них испытывали болезненные ощущения при взлете.  

Все это происходило по множеству причин: плохая эргономика катапультного кресла, тяжелый и несбалансированный шлем пилота и самое главное — неправильно работающие демпферы и механизмы передней стойки шасси.

F-35C запуск из испытательного полигона в Лейкхерсте, N. J. фотография ВМС США

При взлете с помощью катапульты авианосца, происходит откат механизма подключения, и передняя стойка шасси F-35 совершает интенсивные вертикальные колебания, в результате которых пилот смещается по высоте на расстояние почти полметра в течение полсекунды. Бывали даже случаи удара шлемом о фонарь кабины. Как тогда сообщали ВМС США, из 105 испытательных запусков с авианосца «Джордж Вашингтон» 74 причинили пилотам умеренную боль, а 18 запусков — сильную.

Аналогичная проблема вертикальных колебаний при «откате» была в начале палубного тестирования F/A-18 Hornet.

Тогда тоже пострадали пилоты, но производитель истребителя смог решить проблему «отката» во время запуска самолета, и дефект «Шершней» был исправлен. Это, конечно, недешево обошлось компании McDonnell Douglas и потребовало серьезного отвлечения сил и средств.

С F-35 все гораздо хуже — он слишком инновационный. Технология «стелс» требует, чтобы фюзеляж был максимально «зализан» и не имел никаких лишних выступающих деталей и углов. Поэтому при его проектировании использовались самые современные цифровые методики проектирования, которые позволили не только компактно разместить оборудование, но и осуществить очень точную сборку машины.

Эти инновационные методы и встали стеной на пути разрешения проблемы колебаний передней стойки шасси. Слишком уж «гладенько» все спроектировано, и теперь сложно внести изменения в конструкцию, и еще сложнее провести модернизацию уже выпущенных машин. 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru