16 апреля в Запорожье поднялся в небо первый украинский вертолет МСБ-2 «Надия», построенный производителем авиационных двигателей ПАО «Мотор-Сич», — сообщает агентство "Интерфакс Украина"

Создатели первого украинского вертолета отметили, что их детище создано на базе вертолета Ми-2, при этом запорожская «Надия» оснащена современными «моторовскими» двигателями АИ-450М-П, имеет уникальную авионику и на 70% состоит из композитных материалов. Дальность полета этого вертолета составляет около 1 тыс. км, грузоподъемность — более 1 т. МСБ-2 «Надия» способна перевозить около 7 пассажиров.

При этом себестоимость вертолета составит от 1,5 до 2 млн у.е., что в несколько раз меньше стоимости иностранных аналогов. По словам президента «Мотор-Сич» Вячеслава Богуслаева, в 2018 году планируется завершить сертификацию нового вертолета и начать серийное производство.

Поздравляем сотрудников «Мотор-Сич» с этим знаменательным событием и попробуем посмотреть на новый украинский вертолет вблизи, так сказать, дотошно.

Ми-2. Боевой товарищ, друг и брат

Как вы уже поняли, МСБ-2, по сути, является модернизацией старого доброго советского вертолета Ми-2, коих с 60-х годов пошлого века было выпущено аж 5400 штук. Двухдвигательный газотурбинный вертолет был разработан КБ Михаила Миля в 1961 году. Лицензионное производство Ми-2 было развернуто в 1965 году на польских заводах в Свиднеке и Жешуве. СССР помогал братскому польскому народу спасти хоть какие-то авиационные компетенции, которые были у Польши в начале развития мировой авиации.

Фото :Ми-2

Ми-2 был многофункциональным вертолетом и имел как военное, так и гражданское предназначение. Военная модификация имела на вооружении пулеметы (УПК), и ракеты (НАР С-5). Учебная модификация Ми-2 была гораздо более знакома и дала путевку в небо сотням тысяч вертолетчиков, включая вашего покорного слугу. Именно на этой машине учились летать военные и гражданские пилоты десятков стран.

Вертолет Ми-2 широко применялся в народном хозяйстве для перевозки пассажиров и различных грузов, опыления полей. Здесь на память приходят кадры из знаменитого фильма Георгия Данелия «Мимино», в котором Ми-2 под управлением грузинского летчика в исполнении Вахтанга Кикабидзе лихо заходит на посадку в горном селении.

Вариации на тему

Первыми за переделку Ми-2 взялись поляки. В 70-х годах прошлого века появилась модификация Ми-2М2. Вертолет оснащался двумя форсированными двигателями ГТД-350П мощностью 450 л.с. Также было увеличено сечение фюзеляжа — вертолет стал «пузаном». Машина в серию не пошла из-за невысокой надежности форсированной силовой установки, и сейчас прототип Ми-2М2 стоит в музее завода в Свиднеке (PZL Swidnik).

Фото: Ми-2

Идея провести ремоторизацию вертолета родилась на Запорожье несколько лет назад, причем она затрагивала не только Ми-2, но и не менее популярный вертолет Ми-8Т. «Мотор-Сич» обладал хорошими двигателями, а на рынке было (и есть) много советских б/у вертолетов. Решение просто лежит на поверхности.

Ми-2 эксплуатируется более чем в 30 странах, причем парк этих машин уже сильно изношен. Как правило, в таких ситуациях есть два пути: списать старый вертолет и купить новый или восстановить старый. У владельца всегда есть выбор.

МСБ-2 — рецепт приготовления

Что изменилось в вертолете? Чем МСБ-2 отличается от классической машины Ми-2? Неужели так много, что даже историческое название забыли?

Рецепт приготовления.

Фото: Сборочный цех ПАО "Мотор Сич". 

Берем старый Ми-2, разбираем по винтику и проводим обычный капитально-восстановительный ремонт. Далее несколько сложнее — меняются отдельные элементы фюзеляжа, а учитывая единичное производство, их делают композитными. Хотя с заявлением, что МСБ-2 на 70% состоит из композитных материалов, я бы поспорил — 20% больше похоже на правду.

Фото: Двигатель АИ-450М на вертолете МСБ-2

Вишенка процесса — новые движки. «Мотор-Сич» заменил старые ГТД-350 на АИ-450М, которые выдают на взлетном режиме до 400 л.с. и 285 л.с. — на крейсерском. Мощность не сильно отличается от ГТД-350: 400 л.с. на взлетном режиме и 265 л.с. — на крейсерском, но запорожский двигатель новее и легче. Его газогенератор совершеннее — отсутствуют элементы осевого компрессора, есть электронная САУ, кроме того, двигатель в модификации АИ-450М-П/М1-П можно разогнать до 465 л.с., хотя это совсем не критично.

В процессе ремоторизации вертолета носовая часть обновленной машины стала более обтекаемой. Воздухозаборники двигателей, которые располагались на лицевой стороне двигательного отсека, перекочевали на боковые капоты. Сами двигатели стали меньше, теперь под капотами куча свободного места.

Изменили и внутреннюю компоновку кабины. Боковую пассажирскую дверь заделали, и вместо нее сделали вход в виде маленькой аппарели в задней части фюзеляжа под хвостовой балкой. Это позволило вынести бак на внешнюю обшивку фюзеляжа и увеличить пространство салона. Отрицательным фактором можно назвать то, что посадка и высадка пассажиров проводится в опасной зоне работающего рулевого винта.

Фото: Салон вертолета МСБ-2

Аналоговое БРЭО вертолета, естественно, заменили на цифру. Приборная доска стала существенно меньше и аккуратнее. Это связано с тем, что на дворе уже XXI век, и аналоговые приборы сейчас стоят просто космических денег по сравнению с цифровыми.

Фото: Приборная доска МСБ-2

Винты, втулки и общий облик вертолета не изменились. Рулевой винт все также вращается «по ходу потока» и имеет пониженный КПД. Лопасти вертолета тоже родом из 70-х годов прошлого века. Как результат, мы имеем практически ту же машину, ну только с несколько повышенной до 220 км/ч против 200 км/ч на Ми-2 скоростью, увеличенной грузоподъемностью и дальностью полета. Ну а что вы хотели? Машина-то морально старая.

Фото: Приборная доска Ми-2

Политика и еще раз политика

Примечательно, что «Мотор Сич» с тем же двигателем АИ-450М несколько лет назад участвовал в аналогичном проекте модернизации Ми-2 в вариант Ми-2М на АО «Роствертол», входящем в состав холдинга «Вертолеты России». В 2015 году машина прошла испытания, и тема была закрыта, в том числе и потому, что у России есть два абсолютно новых и современных легких вертолета: казанский «Ансат» и Ка-226.

Они, конечно, дороже модифицированной версии советского вертолета, но они и совершеннее. Тем более, что при полном цикле производства в нашей стране остается и прибавочная стоимость по всем этапам производства машины, поэтому вариант разработки и производства новых машин для нас предпочтительнее.

Фото: Слева готовый МСБ-2, справа приготовленный к переделке Ми-2.

Одно только непонятно, почему МСБ-2, а не, например, Ми-2МСБ как было ранее, или что-то в таком роде? Аппарат-то КБ Миля спроектировало, а не ПАО «Мотор-Сич», да и сделан он (каждый конкретный) в Польше, а не на Украине. Хотя, что тут говорить. Политика…  

Профит

Что же в этой машине хорошего, спросите вы. Зачем столько критики? Да не критика все это, а обычная констатация фактов. Машина получилась неплохая по качеству и, самое главное, дешевая. Ведь ее основу составляет старый вертолет, который купили за бесценок и потом модифицировали.

На любой нормальный продукт есть свой покупатель, и представители ПАО «Мотор-Сич» правы в том, что стоимость МСБ-2 существенно ниже зарубежных аналогов. Например, AW-109, Airbus E-145 и Bell-429 дороже украинской машины более чем в 3 раза, а вот российский «Ансат» обогнал украинца по цене всего в 2 раза.

В МСБ-2, много хорошего, и рынок у обновленного вертолета есть. Он, конечно, не глобальный и, боже упаси, не военный. Заказчики с ограниченным бюджетом могут вполне эффективно использовать вертолет для гражданских целей. А их много: это перевозка пассажиров и грузов, патрулирование местности и трубопроводов, спасательные и медицинские операции. Первоначальное обучение пилотов.

Фото: Ми-2 на соревнованиях по вертолетному спорту

Много полезного еще может сделать старый/новый Ми-2. Хочу пожелать коллегам ПАО «Мотор-Сич» успехов в труде, а МСБ-2 чистого неба и безаварийной эксплуатации.

Дмитрий Дрозденко  

Фото: Марина Лысцева и Дмитрий Дрозденко

 

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2018 год. Издание выходит с 2012 года с периодичностью 6 раз в год.

Стоимость годовой подписки — 9 000 руб.

По вопросам подписки или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву (sbuga1960@yandex.ru+7 (916) 337-14-17)