Ми-24 — очень интересный, можно сказать знаковый ударный вертолет. Он налетал миллионы часов, прошел через десятки тысяч боев. Он спас множество жизней. Мы его называли «Крокодил», реже «Горбатый» и всегда уважали за надежность и боевую мощь. Рассказ о нем от лица его пилотов будет несколько позднее, а сейчас всего несколько фактов об этой легендарной машине. 

Поехали! 

  1. Кабина экипажа и ее лобовое остекление бронированы. Между летчиками находится бронеперегородка. Десантный отсек бронирован снизу и сбоку для защиты от огня с земли. Кабины летчиков и десантная кабина полностью герметичны, а система кондиционирования очищает воздух от опасных веществ. В результате вертолет может полноценно действовать в условиях химического и радиационного заражения местности. Вертолет оборудован индивидуальной системой подачи кислорода, как на истребителе.

 

  1. Фюзеляж вертолета «закручен» относительно вала несущего винта на пару градусов. Невооруженным глазом это почти не видно, и посторонний наблюдатель вряд ли заметит, что у вертолета корпус немного «ведет на сторону». Однако стоит «Крокодилу» взлететь…Вертолеты одновинтовой схемы взлетают и висят немного боком, а «Ми-24», благодаря своей конструктивной особенности, отрывает все 3 колеса одновременно, и висит, с точки зрения экипажа, абсолютно ровно. И дело здесь – не в комфорте для летчиков!  Чем ровнее положение кабины, тем точнее можно вести огонь на режиме висения.

 

  1. Повернутый и широкий хвостовой киль. В горизонтальном полете он компенсирует до 20% мощности на рулевом винте, и, соответственно, уменьшает энергетические затраты на компенсацию реактивного момента от несущего винта, тем самым уменьшая потерю мощности на вертолетах одновинтовой схемы.

 

  1. Большие крылья, на которых располагаются 6 точек подвески вооружения, наклонены под углом 12 градусов. При горизонтальном полете они создают дополнительную подъемную силу, разгружая несущий винт до 25%. Особенно это чувствуется при выполнении вертикальных маневров, например «горки» или «боевого разворота». Благодаря крыльям «Крокодил» просто прыгает ввысь. Перегрузка при этом может превысить 4 g. Кстати, с крыльями был связан один интересный факт. Когда американцы впервые увидели наш вертолет то, оценив его габариты, вооружение и наличие крыльев и шасси сделали необычный вывод: Ми-24 это гибрид, и может взлетать и садится только по самолетному.
  2. Ми-24 имеет систему уборки шасси, что снижает лобовое сопротивление при горизонтальном полете, но увеличивает массу вертолета. На современной, глубокой модификации вертолета (Ми-35) шасси не убираются.

 

  1. Ми-24 и Ми-8 имеют большую степень унификации узлов, что облегчает и удешевляет эксплуатацию обеих машин. Этот исторический подход к эксплуатации сохранен и в наши дни.

 

  1. 7. В грузовую кабину помещается до 8 полностью экипированных десантников. При необходимости остекление грузовой кабины откидывалось, и из каждого окна можно было вести огонь из ручного оружия. Для того, чтобы десантники не попали по своему вертолету имеются специальные держатели с ограничителями. В них закреплялось цевье автомата или пулемета и стрелок мог вести огонь только в разрешенном секторе.

 

  1. Практика показала, что одновременно использовать вертолет в обеих ипостасях – ударной (полное пушечное и ракетное вооружение) и десантной (8 десантников) достаточно проблематично, т.к. суммарная нагрузка превышала все допустимые пределы и вертолет в жару или на высокогорье мог просто не взлететь, но наличие десантной кабины спасло немало жизней в Афгане и Чечне.

 

  1. Вертолет имеет дублированное управление. При необходимости летчик-оператор, который находится в передней кабине нажимает красную тангенту на рычаге шаг-газ и гидросистема подключает ручку управления (она вылетает слева- спереди, и педали выскакивают из боковых стенок кабины. Это сделано для того, чтобы вертолет не потерял управление при выходе из строя командира экипажа.

 

Аэродром "Троекуровка" Главный вертолетный аэродром СССР и РФ. Знающие люди поймут почему он главный...

  1. По-английски слово «Hind» означает «Лань». Если уж сравнивать вертолет с рогатыми лесными жителями, то, на мой взгляд, гораздо лучше подошло бы нашему вертолету имя «лось». И ведь действительно, словно лось через густую таёжную чащу, «Ми-24» способен проломиться сквозь оборону противника.

 

Ми-24А. Первая модификация знаменитого вертолета. Обратите внимание на кабину экипажа.

  1. Ми-24 долгое время был рекордсменом по скорости. В 1978 году советский летчик Гуген Карапетян установил на вертолете Ми-24 абсолютный рекорд скорости – 368 км/ч. Однако в 1986 году англичане на вертолете Westland G-Lynx побили его, достигнув скорости 400 км/ч. К слову рекордный Ми-24 был обычным серийным вертолетом. На нем только сняли вооружение. Английский же Westland G-Lynx представлял собой специально собранный для этого рекорда вертолет. На нем отсутствовало все, что мешало достижению максимальной скорости, в том числе и не нужной для этого радиоэлектронное и пилотажное оборудование.

 

  1. В октябре 2016 года созданный на базе Ми-24 Прототип скоростного вертолета (ПСВ) побил рекорд скорости установленный англичанами и разогнался до 405 км/ч. В настоящее время это абсолютный рекорд скорости среди вертолетов классической схемы. Рекорд не носит официального международного статуса.

 

Тем не менее, эта машина сейчас самый быстрый вертолет на планете. Сделан он на базе Ми-24. Это факт.

Машины с дополнительными двигателями и толкающими винтами мы не рассматриваем — это не вертолеты.

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2018 год. Издание выходит с 2012 года с периодичностью 6 раз в год.

Стоимость годовой подписки — 9 000 руб.

По вопросам подписки или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву (sbuga1960@yandex.ru+7 (916) 337-14-17)