Американские объединенные государства не проводят военно-промышленных выставок. Точка!

Еще раз (внимательно!): держава, чей военный бюджет превышает суммарно военные расходы всех стран мира вместе взятых, выручающая от торговли оружием чуть не трое больше, чем следующий по списку торговец военным железом (в данном случае, Россия), на своей территории не проводит международных выставок или иных демонстраций техники и вооружений. Малопродуктивно это – считают наши неудавшиеся партнеры. И, судя по всему, в этом имеет свой резон.

Зато они избрали для себя иной, вполне эффективный и продуктивный способ выработки экспертного мнения в военно-научной области. (Что является, кстати, первостепенной целью милитаристических  экспозиций во всех других частях света).

В США созданы в разное время и успешно действуют многочисленные ассоциации представителей вооруженных сил и военной промышленности, такие как "Ассоциация военно-воздушных сил", "Ассоциация армии", "Военно-морская ассоциация", "Артиллерийская ассоциация", "Ассоциация воздушно-космической промышленности" и "Лига национальной безопасности".  Или, например, RAND (аббревиатура от Research and Development — «Исследования и разработка») — американский стратегический исследовательский центр - некоммерческая организация, направление деятельности которой  — содействие научной, образовательной и благотворительной деятельности в интересах общественного благополучия и национальной безопасности США, а также разработка и выявление новых методов анализа стратегических проблем и новых стратегических концепций.

Таким образом, это структуры, объединяющие представителей высшего военного командования различных родов войск, военные аналитики и эксперты, ветераны вооруженных сил, руководители военных предприятий. Они проводят регулярные совещания в различных режимах и форматах, обсуждая вопросы производства вооружения и техники, тактику и эффективность боевого применения, опыт действий в различных боестолкновениях, необходимость в тех или иных средствах ведения войны (наш гособорозаказ) и, вообще, много других важных и полезных вещей, обеспечивающих высокую боеспособность армии и флота. Они вырабатывают экспертное мнение, оказывают серьезное влияют на принятие решений со стороны властных структур и, по сути, формируют почву военной доктрины США. Ежегодно проводятся общенациональные конференции,  где суммируется опыт работы, и делаются соответствующие выводы и рекомендации. Ведь ассоциации эти очень многочисленны: число членов «Ассоциации военно-воздушных сил", к примеру,  превышает 10 тыс. человек, она имеет отделения в 36 штатах; "Ассоциация армии" превышает 90 тыс. человек, и т.д.

Эти структуры имеют свои средства массовой информации: "Ассоциация военно-воздушных сил" издает журнал "Эр форс мэгэзин", "Ассоциация армии" -  журнал "Арми". Поэтому роль рассматриваемых нами групп, команд или, если хотите, союзов,  драматически важна для американских военных.

Нет, ну, безусловно, наши заокеанские претенденты на друзей участвуют в различных экспозиционных  мероприятиях по миру, но только в роли экспонентов выступают производители техники и вооружений. Вот, к примеру, из крупненьких по данным 2013 г, а с тех пор мало что поменялось: Lockheed Martin (военные продажи - 35 490 30 480 млн.$; прибыль – 2 981  млн.$);  Boeing (30 700 млн.$ и  4 5 85 млн.$  , соответственно); Raytheon (21 950 млн.$ и 2 023 млн.$ ). То есть, присутствуют корпорации, а не государство.

Теперь про нас. Наши ежегодные или регулярные выставки в этом свете выглядят несколько старомодными, коли не сказать устаревшими. Конечно, купцу всегда хочется разложить свои товары, разноцветные, там, снаряды разных калибров. Или свежевыкрашенные танки выкатить и бабахнуть из них где-нибудь поодаль, на полигоне. Но вот только экспертного (sic!) обмена мнениями  не шибко получается. Без сомнения в рамках этих публичных демонстраций проводятся совещания, круглые столы, семинары. Объявляются заключенными контракты по купле-продаже. Но все же носит это какой-то  (не обидеть бы кого) показушный, балаганно-театрализованный характер, прошлым веком отдавая.

Чтоб не обвинили в отсутствии конструктивного подхода, позволим себе свою точку зрения на проблему.

У нас в стране уже не первый год реализуется проект или программа «Армия и общество», в чьи задачи, помимо широкого взаимного информирования о жизни и деятельности вооруженных сил, входит обмен мнениями и выступления экспертного сообщества как по армейским, так и по гражданским  вопросам. Что мешает несколько расширить рамки этого архиполезного курса, включив в него регулярные совещания или консультации с участием главкоматов родов войск, производителей техники и вооружений, эксплуатантов из округов, соединений и частей, теоретиков и практиков боевого применения, спецов по тактике, военных аналитиков, экспертов-дипломатов, ветеранов и других компетентных и заинтересованных лиц. Эти мероприятия должны проводиться, что очевидно, на постоянной основе и финансироваться из государственного бюджета, поскольку, как видится, необходимы в этой связи и какие-то показательные действия (учения, стрельбы, полеты, запуски) в присутствии экспертов, а это требует средств. Нужны ежегодные подведения итогов для выработки рекомендаций по количеству и ассортименту необходимых для ВС изделий, по тактике ведения войны на современном этапе, вообще по всем сферам деятельности вооруженных сил и силовых структур, для выработки или коррекции военной доктрины государства, наконец.

В этом плане хорошо выглядит локация парка «Патриот» в Подмосковье, где есть необходимые условия и для проведения совещаний и практических демонстраций (скажем, некоторых).

А что же с традиционными выставками? А с ними все в порядке. Совсем хоронить не надо. Но и тратить лишние средства никто не намерен. Поэтому, учитывая большой пропагандистский вес подобных меропиятий, а также и то, что руководители государства и армии просто обязаны отчитаться перед налогоплательщиком, показав ему воочию, куда идут многомиллиардные средства, можно использовать военные состязания, которые приобретают все большую популярность и зрелищность. Это Танковый биатлон, Авиадартс, Суворовский натиск, и т.д. Во время проведения этих и подобных состязаний следует выставлять технику, принимающую участия в соревнованиях, а может и демонстрировать зрителям процесс ее подготовки к стартам, ремонт, тренировки участников. Пропагандистский эффект будет выше, чем от лицезрения техники в парках.

И, наконец, о средствах информирования, чему американцы уделяют немалое внимание.

В качестве площадки для обсуждения и анализа военного дела, в том плане, что мы изложили выше, существует журнал «Арсенал Отечества», в котором выступают опытные эксперты в различных сферах деятельности вооруженных сил: вооружение, тактика, боевое применение, проекты на будущее. Номера журналов направляются в главкоматы, министерства, аппарат Президента и Правительства РФ, в  органы представительской власти. Более того, выходят приложения к журналу на английском языке посвященные определенной военной тематике. Спрос на эти издания растет и у нас и за рубежом. Так что журнал «Арсенал Отечества» вполне отвечает современным требованиям аналитического экспертного органа  массовой информации вооруженных сил. Нашим зарубежным коллегам такое издание и не грезилось.

Может действительно стоит перейти от выставочного демонстрирования к повседневной аналитической работе?

Мы – за!

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru