История участия наших лётчиков в военных конфликтах за рубежами Родины имеет давнюю и славную традицию. От Испании 1936 года до Сирии 2015 – это путь побед и боевого опыта, за который приходилось платить самим дорогим – жизнями наших пилотов.

Не стала исключением и война в Корее в 1950 – 1953 годах. 10 августа 1945 года СССР и США, после капитуляции Японии, разделили Корейский полуостров по 38 параллели на две зоны временного управления. В результате чего появилось два правительства – Южно-корейское, возглавляемое Ли Сын Маном и, Северо-корейское, которое возглавил коммунист Ким Ир Сен. Вскоре, после 1949 года, обстановка на полуострове накалилась, что в последствии привело к войне между Южной и Северной Кореей, более известной как Корейская война.

Вооруженные силы КНДР были построены по образцу советской армии и обучены советскими военными советниками. С 1945 по 1950 год в КНДР была создана мощная группировка, которая по своим параметрам превосходила полицейско-армейские силы Южной Кореи. Участившиеся провокации со стороны последних склонили И.В. Сталина к проведению военной операции, которую предложил Ким Ир Сен.

25 июня 1950 года армия КНДР в составе 175 тысяч человек при поддержке 150 танков Т-34-85 и военной авиации начала наступление на 93-х тысячную армию Южной Кореи. Эта операция стала полной неожиданностью для США и их союзников. Однако, в этот же день США смогли собрать Совет Безопасности ООН, на котором была принята резолюция, осуждавшая действия КНДР и дававшая санкции на участие армии США на стороне Южной Кореи.

Поначалу «фортуна» была на стороне армии КНДР – 25 сентября она взяла Сеул, практически разгромив армию Южной Кореи. 15 сентября 1950 года американцы высадились в Ичхоне, поддержав остатки южнокорейской армии в удержании Пуссанского периметра. Командовал войсками генерал Дуглас Мак-Артур.

2 октября 1950 года китайский премьер-министр Чжоу Эньлай предупредил, что, если союзные войска (за исключением южнокорейских) пересекут 38-ю параллель, китайские добровольцы вступят в войну.

Несмотря на это, американцы 7 октября с боями стали продвигаться к границам Северной Кореи. 20 октября 1950 года пал Пхеньян. Успех американским войскам обеспечила авиация, в особенности бомбардировщики В-29, которые по многим своим характеристика превосходили Як-9. Реактивные самолеты США – F-86 «Сейбр» быстро свели численность ВВС КНДР к незначительным единицам – к 2 августа в составе авиации Северной Кореи осталось около 20 исправных самолётов. В сентябре 1950 года ВВС США захватили превосходство в воздухе. Такие успехи заставили Китай и СССР вступить в войну на стороне КНДР. Китай оказывал военную помощь на суше, а СССР в воздухе, для этого был сформирован 64-й истребительный авиационный корпус (64 ИАК).

Первое воздушное столкновение авиации СССР И США произошло 1 ноября 1950 года, тогда старший лейтенант Чиж, сбил на Ла-11 американский F-51 «Мустанг». Первый бой между реактивными МиГ-15 и F-80 состоялся 8 ноября 1950 года, американец был сбит. Вскоре МиГ-15, управляемые закалёнными в боях ВОВ советскими асам, переломили ситуацию в корейском небе.

12 апреля 1951 вошло в историю как «черный четверг» авиации США. В этот день ВВС США совершали массированный налет на мосты через реку Ялуцзян. В состав авиасоединения вошли 48 бомбардировщиков B-29, которых сопровождали 76 истребителей F-80 и F-86. Против них вылетели 44 МиГ-15. Американцы не выполнили задание, потеряв 10 самолётов В-29, и с большим трудом вернулись на базы.

30 октября 1951 года – 200 истребителей F-80, F-84 и F-86 прикрывали 21 бомбардировщик В-29, которые должны были разбомбить корейский аэродром в Намси. На аэродром не упало ни одной бомбы, американцы потеряли больше половины В-29 (12 машин) и четыре F-84. Этот день был назван «чёрным вторником» в истории ВВС США.

В июне 1951 года был отстранён от командования генерал Мак-Артур, за то, что открыто призывал к продолжению войны с использованием ядерного оружия. Ядерная война не входила в планы США. Также и СССР не хотел превращение конфликта в ядерный, но готовился к этому. В 1952 году бомбардировщики Ту-4 (аналог В-29) стали оснащаться новым вооружением – крылатыми ракетами КС-1 «Комета». Рассматривался вопрос о применении первых 50 серийных ракет «Комета» по американским авианосным соединениям у берегов Кореи. Риск перерастания локальной войны в мировую оставил этот план так и не реализованным.

Героями войны в небе Кореи стали истребители МиГ-15 и F-86 «Сейбр». Сравнивая боевые возможности этих машин, можно сказать, что характеристики истребителей были весьма близки. МиГ-15 имел преимущества в вертикальном маневре, большей скороподъемности и вооружении, но уступал в горизонтальном маневре и дальности полета. Вследствие этого, успех зависел только от мастерства и смелости летчиков, выбора режима и маневра, и слаженного взаимодействия в группе.

Точных данных по общим потерям самолетов в воздушных боях Корейской войны нет до сих пор. Дело в том, что не каждую описанную летчиками победу можно было подтвердить фотоснимками или останками самолета противника. Советское командование приняло за правило вести строгую статистику, когда победа засчитывалась только при наличие доказательств. Асами называли летчиков, сбивших пять и более самолетов противника.

Общее количество сбитых самолётов США составило – 1106, из них 642 истребителей F-86 «Сейбр» и 69 бомбардировщиков В-29. Наши лётчики за эту победу заплатили потерей 337 самолётов (МиГ-15 и Ла-11) и жизнью 117 пилотов.

Любопытно, что американские данные по потерям авиации значительно отличаются от советской статистики. Они дают кардинально другую картину, в частности утверждается, что в воздушных боях корейской войны ВВС США сбили более 700 МиГов, а сами потеряли только 147 самолетов! Такая грубая подтасовка фактов вызывает у военных экспертов лишь усмешку. Видимо, американское командование очень хотело оправдать огромные военные расходы в глазах своих налогоплательщиков.

Факты упрямая вещь. По количеству сбитых самолётов самими результативными оказались наши пилоты - Сутягин Николай Васильевич (22 самолёта) и Пепеляев Евгений Георгиевич (19 самолётов).

Мастерство наших пилотов подтверждали и сами американцы. В одном из исследований по истории корейской войны приводятся слова командира 51-го авиакрыла полковника Джона Митчелла: «Мы делили пилотов МиГ-15 на две категории – «хончо», т.е. профессионалы высокого класса, и «учеников». Очень скоро стало понятно и кто такие «хончо», когда был отменен приказ нашим летчикам вести радиообмен в полёте только на китайском языке, по выданным разговорникам. Он был отменён из-за его явной нелепости, которая, как это водится на войне, привела к потерям летного состава. Поэтому американские пилоты вскоре смогли познакомиться в воздухе с красотами русской речи и, в том числе, с её ненормативной лексикой, которую наши соколы использовали в воздушном бою.

Советские лётчики-асы показали всему авиационному миру, и в первую очередь своему главному врагу на тот период - США, что Советские ВВС и их лётные кадры могут выполнять любую поставленную перед ними боевую задачу и надёжно защищать свои границы и свою страну от ударов с воздуха. Уроки Корейской войны надолго охладили воинствующий пыл заокеанских "ястребов", и они отказались на время от задуманного Пентагоном превентивного удара с воздуха по СССР.

Предпосылкой этой победы была титаническая работа проведенная Министерством авиационной промышленности (МАП), которая за пять лет полностью переформатировала авиапромышленную отрасль. Была создана уникальная кузница передовой инженерной и конструкторской технологий. Объединение в единый организм конструкторских бюро (КБ), заводов и лётно-испытательных центров дало нашей авиации самолёты, которые по многим характеристикам опережали зарубежные аналоги. КБ Микояна, Туполева, Яковлева, Ильюшина, Миля и Камова создали крылатые машины, которые стали гордостью нашего государства.

Когда СССР прекратил своё существование и к власти в стране пришли неореформаторы либерально-демократического взглядов во главе с Ельциным, эту кузницу начали разрушать кирпичик за кирпичиком. Уходили из жизни генеральные конструктора, закрывались заводы, проектировщиков «скупали» зарубежные фирмы. С 1991 года поставки новых образцов авиатехники стремились к нулю.

Ситуация кардинально изменилась в 2012 году, когда Министром обороны стал генерал армии С.К.Шойгу. В кратчайшие сроки был остановлен распад ВВС и авиационной промышленности. Стали реанимироваться КБ, переоснащаться современным оборудованием и станками заводы. Пилоты стали чаще летать, а количество учений с участием авиации возросло и, даже превысило уровень, который был в СССР.

Сегодня пилоты наших ВКС защищают народ Сирийской арабской республики (САР) от многочисленных подготовленных инструкторами Турции и США боевиков ИГИЛ. Результаты действий наших ВКС, озвученные 25 декабря 2015 года, впечатляют. С 30 сентября российской авиационной группой в Сирии выполнено 5240 боевых вылетов, в том числе 145 вылетов самолетов стратегической ракетоносной и дальней бомбардировочной авиации. Основные удары российской авиации и флота были сосредоточены преимущественно на провинциях Алеппо, Идлиб, Дейр-эз-Зор, Ракка, Латакия, Пальмира, Дамаск и Хама. ВКС России фактически разрушили «нефтяной бизнес» ИГИЛ и позволили армии САР успешно очищать территорию страны от боевиков, возвращая освобождённым городам надежду на скорый мир.

Российские пилоты ВКС доблестно продолжают традиции советских лётчиков- асов, которые добровольцами или по приказу командования становились на защиту мирного неба наших союзников. Тем самым предотвращая разрастание локальных конфликтов до глобального ядерного апокалипсиса.

 

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru