В последние дни, главного редактора нашего журнала и известного военного эксперта Виктора Мураховского, а равно и всю редакцию «Арсенала Отечества» завалили вопросами и просьбами прокомментировать ситуацию с «Мистралями», построенными Францией по заказу России, но так и не переданными заказчику. Для тех, кто не в курсе: газета Le Figaro давеча отожгла, заявив, что кораблям этим хватит уже стоять на приколе и что правительство пятой республики подумает привести их к утоплению. Мол, с глаз долой, нет корабля — нет дела и т.п.
Без дополнительных пояснений, разъяснений и объяснений официальных лиц определить правда это или нет не представляется возможным. В вкратце на сегодня это выглядит (подчеркиваем — выглядит) так: либо газетная «утка», либо пинок бодрости французскому правительству.
Про «утку» комментировать нечего, это вопрос к орнитологам. По поводу понуждения правительства к действию (как ныне говорят), тут тоже более или менее все понятно.
Вопрос о «Мистралях» завис в правительстве Франции, и это только кажется, что железяка есть не просит. Просит и еще как! Один простой в порту чего стоит. Да и Россия неровен час поторопит с выплатой неустойки. Франция, конечно, страна богатая, но не до такой же степени. Правительственные экономисты прекрасно отдают себе в этом отчет, равно как знают, что наилучшим, скорейшим и самым финансово выгодным выходом было бы сбагрить товар заказчику и перекреститься. Однако, все также ясно понимают, что в этом случае придется стоять, понурив голову и спустив портки, перед вашингтонскими «обкомовцами» и отвечать на вопрос: «А вы почему..?».
Второй выход — раздербанить кораблики и сдать во вторсырье. Можно, но тоже не дешево. Все равно, как выкрасить да выбросить. Демонтажем и разборкой подобного рода изделий занимаются только в Индии. Может и еще где, но только не во Франции. Значит нужно гнать корабль (два!) туда-обратно, платить за демонтаж оборудования, платить за распил. Короче, мороки и позора не оберешься. Новые с иголочки, огромные и дорогие изделия — под нож.
Третий выход - продать кому-нибудь. Тут почти как в Простоквашино: чтобы продать что-нибудь не нужное, следует сначала найти, кому это понадобится. Желающих купить корабли, адаптированные под российские запросы, пока что-то нет. Да и финансовый год у всех воображаемых покупателей в разгаре, а средств на покупки такого железа не предусмотрено.
Таким образом, вполне вероятно, что некто (например, кредиторы) решил провести тестирование правительства пятой республики и пнуть его пониже спины. Чтоб не спали, а что-то сказали.
В любом случае, инициаторы шухера правы - чиновникам пора как-то решать: либо трусы обратно надеть, либо крест снять!