Несколько тезисов общего характера по теме отечественной военно-транспортной авиации (ВТА). Структура парка и типаж самолетов ВТА советских ВВС определялись ключевыми задачами, стоящими перед Вооруженными Силами СССР. Важнейшая из них звучала так: проведение стратегической наступательной операции на Западном стратегическом направлении (Европейском ТВД).

Например, в 1983 году в ходе исследовательского стратегического командно-штабного учения в Прибалтийском военном округе при розыгрыше стратегической наступательной операции на Европейском ТВД было спланировано 165 воздушных десантов различного масштаба, в том числе четыре оперативных.

Оперативный десант предусматривал применение воздушно-десантной дивизии (ВДД). ВТА должна была обеспечить десантирование ВДД парашютным способом ОДНИМ вылетом. И к 1991 году эту задачу решить почти удалось. ВТА в то время насчитывала пять военно-транспортных авиационных дивизий (ВТАД), которые объединяли 20 военно-транспортных авиационных полков (ВТАП). К 1991 г. ВТА могла поднять всем парком военно-транспортных самолетов средней и тяжелой категории (кроме самолетов Ан-124) около 90% состава ВДД, а полками на самолетах Ил-76, специально сконструированных для парашютного десантирования вооружения и военной техники ВДВ, около 75% её состава.

На ВТА, помимо обеспечения десантирования, также возлагалась задача обеспечить воздушные перевозки – около 5% от общего объема межфронтовых и внутрифронтовых перевозок войск и материальных средств и до 25% объема перевозок при обеспечении маневра авиации. Это требовало от ВТА производительности около 10 млн. тонно-километров в сутки, что имеющимся составом выполнялось примерно наполовину. При этом общий парк ВТА к 1991 году достиг 620 самолетов, суммарной грузоподъемностью 26 тысяч тонн.

Доставшаяся России в наследство структура парка ВТА и типаж самолетов не отвечают современным задачам. #Историческитаксложилось#, что российские ВДВ по-прежнему частично оснащены приспособленными к десантированию парашютным способом образцами ВВТ. Вот только нет ни задач, ни возможностей для применения таких частей и подразделений ВДВ в составе оперативных и тактических воздушных десантов по прямому предназначению, с десантированием парашютным способом боевой техники.

Однако структура парка ВТА осталась прежней и, похоже, в обозримый период не будет оптимизирована под современные потребности войск, главными из которых являются воздушные перевозки: внутрифронтовые (между операционными направлениями, районами) и межфронтовые (между стратегическими направлениями, театрами военных действий). Также важнейшей задачей остается обеспечение маневра авиации.

Иными словами, сегодняшняя номенклатура типов самолетов ВТА и очередность планов по запуску в производство модернизированных и новых типов ВТС (Ил-76МД-90А, Ил-112, Ил-276) «перпендикулярны» актуальным задачам вооруженных сил, ибо потребность в очередности обновления обратная: средний, легкий, тяжелый военно-транспортные самолеты на замену Ан-12, Ан-26, Ил-76/Ан-22 соответственно. Тому есть ряд объяснений.

Первое - #Историческитаксложилось#. И далее по списку. «Проспали в оглоблях» необходимость срочного создания полностью российского среднего военно-транспортного самолета, уповая на Ан-70. Безмерно затянули разработку легкого ВТС. Запустили российское производство Ил-76, но промахнулись с оценкой затрат и теперь условия контракта на 39 машин нужно пересматривать, ибо каждый выпущенный предприятием самолет генерирует перманентно растущие убытки.

Такова общая оценка обстановки.

Является ли положение критичным?

НЕТ, если продолжится развитие ВТА, дивизиона транспортной авиации ОАК, в соответствии с «Перспективным планом строительства и развития ВС РФ на период до 2030 года», ГПВ-2027, программой развития ОПК и прочими планами, в отсутствие масштабного военного кризиса.

ДА, если в ближне- или среднесрочной перспективе развернется масштабный военный конфликт на двух-трех операционных направлениях, особенно разобщенных. В таком варианте не исключены чрезвычайные мобилизационные меры в отношении российских авиакомпаний.

(все фото с сайта www.ilyushin.org)

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru