Ка-50 «Черная акула» — особенный вертолет. При его создании ОКБ Камова отбросило прочь устоявшиеся стереотипы и создала ударный вертолёт нового типа. Машина была просто напичкана инновациями.

Скоростная соосная компоновочная схема, первое в истории вертолетной авиации катапультное кресло. Многолонжеронные композитные лопасти, невероятно эффективное бронирование. Максимальная автоматизация вооружения. Экипаж из одного человека.

Один, совсем один

Почему один лётчик?  А зачем два? Можно долго спорить о необходимости второго пилота, доказывать, что его наличие — это жизненная необходимость, но практика показывает, что на самолётах-штурмовиках один лётчик вполне справляется с поставленной боевой задачей, а современная электроника способна разгрузить лётчика от полетной рутины, сделав его основной задачей принятие решения. Кстати, именно из концепции штурмовика и исходили камовские инженеры. Посмотрите, насколько внешне похожи Ка-50 «Черная акула» и Су-25 «Грач».

Еще одним аргументом в пользу одного пилота можно назвать стоимость его подготовки. Лётчик стоит, если можно в этом вопросе говорить о стоимости, очень дорого. Дороже вертолета, а сама жизнь российского пилота бесценна. На данном жизненном этапе от такой концепции решили отказаться, и на вооружение наших ВКС поступили машины с экипажем из двух человек: Ми-28 «Ночной охотник» и заменивший «Черную акулу» Ка-52 «Аллигатор».   Конечно, такой подход дороже, нежели производство одной машины, но он более грибок и позволил сохранить обе технологии и загрузить работой оба КБ и их заводы.

Я уверен, что через некоторое время откажутся от второго пилота, заменив его мощными бортовыми компьютерами и умным вооружением. Просто Ка-50 опередил свое время, ведь это был даже не ударный вертолёт, а вертолет-истребитель.

Пушка, бомбы и ракеты

Именно на «Чёрной акуле» впервые была протестирована сухопутная 30-мм пушка 2А42. Эта пушка устанавливается на БТР и БМП и успешно прошла через целый ряд конфликтов, включая Афганистан. 2А42 показала себя очень надёжной в бою и устойчивой к пыли и грязи. Ведь война грязная не только в моральном смысле, но и вполне в реальном. Надёжность оружия в бою — это  сохранность жизни, а грязь не способствует повышению его надежности. Вспоминаем истории про заклинивающие от нашей грязи опорные катки танков «Тигр», не стреляющую во Вьетнаме винтовку М16 . Помним и про заклинивание в Ираке и Афгане авиационной пушки от Хьюз Хеликоптерс, установленной на американском AH-64 Apache Longbow.

Ещё одним важным преимуществом авиационного варианта пушки 2А42 является совместимость снарядов с БМП и БТР. Можно «заправиться» боекомплектом, например, у сухопутного подразделения.  Недостатки у этого оружия, конечно, есть. Это большой вес и очень сильная отдача. Но эту проблему решили, расположив пушку в районе центра масс по правому борту вертолета и сделав ее частично поворотной — она отклоняется по вертикали. За счет легкости управления вертолетом, а пушка наводится именно всей машиной, удалось добиться выдающейся точности и кучности стрельбы. Ка-50 стреляет почти в четыре раза точнее американского AH-64 Apache Longbow.

Кроме пушечного вооружения «Черная акула» применяет неуправляемые ракеты калибрами от 50 до 240 мм, бомбы до ФАБ-500 включительно и управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» (Вихрь и Х-25МЛ с лазерным наведением) и «возду-воздух» (Игла-В и Р-73 с тепловой ГСН).

Удивительная маневренность и ракеты класса «воздух-воздух» давали Ка-50 неплохие шансы в воздушном бою. Компьютерное моделирование воздушного боя Ка-50 с американским штурмовиком А-10 Thunderbolt II показывало что с «большой долей вероятности» американцу не повезет.   

Облик «Акулы»

Соосная схема несущих винтов без хвостового винта привела к уменьшению их диаметра и общих размеров машины. У Ка-50 фюзеляж, горизонтальное оперение и руль поворота выполнены, как у самолёта, крыло для вертолёта необычно большое. Его размах 7, 34 метра и служит для разгрузки несущих винтов. Отсутствие рулевого винта позволило добавить 20% мощности и выполнять полет на недоступных для одновинтовых вертолетов режимах. Движение в бок — 80 км/ч, полет хвостом вперед — 90 км/ч. Эти параметры позволяют выполнять такие уникальные фигуры, как плоский разворот, когда вертолет, не меняя направления и скорости полета, вдруг разворачивается в бок, или боевая воронка, когда вертолет боком кружится вокруг цели, постоянно держа ее на прицеле. Такое возможно только при соосной схеме несущих винтов. Еще интересным элементом является большое крыло вертолета. В горизонтальном полете оно разгружало винты на 20–25 % и позволяло достигать высоких скоростей полета. «Черная акула» разгонялась до 390 км/ч, хотя по инструкции экипажу скорость ограничили 310 км/ч. Установленные на крыле пилоны по командам бортового компьютера могли отклоняться вниз на  12°.

Для проверки на живучесть летчики специально отстреливали хвостовое оперение, но машина продолжала полёт, сохраняя устойчивость, и совершала посадку. Для одновинтового вертолета потеря хвостовой части, а равно путевого управления равнозначна гибели машины. Реактивный момент от несущего винта начинает раскручивать вертолет с одновременным снижением. Боковая перегрузка в кабине достигает нескольких g. Говорить о покидании вертолета в таких условиях просто невозможно. Единственный способ действий в такой ситуации — это выключение обоих двигателей и попытка посадки полностью разбалансированного вертолета. Шанс 1 к 100. Соосная схема лишена такого недостатка.

Мозг, глаза и уши

Основу авионики вертолёта составляет прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон». Он обеспечивает определение координат вертолета и параметров его полета. Он знает расположение аэродромов, поворотных точек маршрутов, целей. Комплекс «Рубикон» осуществляет автоматизированный самоконтроль без применения наземного оборудования и определяет отказы (вплоть до подсистемы, а в наиболее важных системах — до блока).

Основу этого комплекса составляет компьютер, включающий в себя пять цифровых подсистем, отвечающих за боевое управление, навигацию, отображение информации, внешнее целеуказание и  управление оружием. Часть боевой и навигационной информации отображается на нашлемной системе пилота, которая, фиксируя повороты головы, выдаёт команды по предварительному целеуказанию комплексу «Шквал-В» и головкам самонаведения ракет «воздух — воздух». Наведение осуществляется поворотом головы лётчика в пределах ±60° по горизонтали и −20°…+45° по вертикали.

Вертолет оборудован системами тепло-телевизионного зрения и лазерного целеуказания. На Ка-50 задействована автоматизированная система, которая в случае ранения или гибели лётчика, возвращала вертолёт в режиме «автопилота» на аэродром вылета самостоятельно.

Защита  и спасение

На Ка-50 впервые в нашем вертолетостроении были применены композитные, многолонжеронные лопасти. При боевом повреждении такая лопасть продолжает работать и может выдержать до трех попаданий калибра 12 мм. Комбинированная броня вертолета защищает кабину лётчика и агрегаты машины. Она может выдержать попадание 23-мм снарядов, бронестекло кабины выдерживает 12-мм пули. Да и сама конструкция машины невероятно живуча.

Ка-50 стал первым в мире вертолетом, оснащенным катапультной системой спасения. На всех других вертолетах летчику для покидания терпящей бедствие машины необходимо выполнить целый ряд действий: сбросить дверь или блистер, отстегнуть привязные ремни и самостоятельно покинуть вертолет. Вроде не так уж и сложно, но добавьте сюда огонь и возможную перегрузку, если вертолет подбили, предельно малую высоту, на которой происходил полет, шок, который испытывает любой человек в результате аварийной ситуации. Легко ли будет покинуть с парашютом вертолет при таких жестких условиях?

Катапульта для «Черной акулы» разработана мировым лидером в этой области  — Люберецким НПП «Звезда». Эта система почти гарантированно спасает жизнь летчика даже на нулевой высоте. Кстати, часто задают вопрос: «Как же катапультировать человека — сверху же винты?!» Ответ прост — лопасти винтов отстреливаются, потом отлетает фонарь кабины и за ним вылетает специальная ракета, которая на длинном фале вытягивает пилота на необходимую для открытия парашюта высоту. Конструкция проста и гениальна, и да — она не имеет аналогов в мире. Не доросли у них до такого уровня. Аналогичная система стоит и на следующем камовском ударном вертолете Ка-52.

Кинозвезда

Одноименный художественный фильм «Чёрная акула» — это первая на моей памяти кинолента, где у нас показали перспективное вооружение, в том числе и с целью его рекламы. Такой приём очень часто используется Голливудом.

Голливуд

Вспомните фильм «Крепкий орешек-4», где F-35 Lightning II эффектно летает под мостами, постреливая по сторонам из бортового оружия. Правда, пилот суперсамолёта так и не смог подстрелить «Крепкого орёшка», хотя разнес при этом полгорода, но это как раз простительно — от Брюса Виллиса не то, что пули — снаряды отскакивают, а улыбка ослепляет любые радары.

Интересно то, что когда снимался фильм, американский самолёт ещё толком не летал, а уж так летать, как показали в фильме, он никогда не сможет. Но разве можно не верить знаменитой «фабрике грёз»? В области грамотного маркетинга Америке действительно нет равных.

Киностудия им. М.Горького

В нашем фильме «Чёрная акула» снимается абсолютно реальный, не нарисованный компьютером вертолёт. Стреляет он по-настоящему, боевыми снарядами. Знаменитый маневр «Боевая воронка», выполненный в конце фильма, тоже абсолютно настоящий, без спецэффектов.

В этом фильме было много реального, настоящего. Настоящий генеральный конструктор Ка-50 Сергей Михеев играет генерального конструктора Ка-50. Роль летчика исполняет и пилотирует при этом вертолет лётчик-испытатель Дмитрий Автухов.

Военных играют реальные военные. Майор Гусаров в жизни Герой Советского Союза генерал-майор Валерий Востротин, а английская журналистка Кери Скофилд — это реальная английская журналистка Кэтрин Нельсон. Все по-взрослому.

Единственное, что в фильме не соответствует действительности, это Афганистан. Здесь Ка-50 никогда не был. Но повоевать ему пришлось. Новейший российский вертолёт успешно участвовал в боевых действиях в Чечне.

Спасибо за Прорыв

Благодаря Ка-50 «Черная акула» российское вертолетостроение совершило мощный прорыв в области ударных машин. Именно «Черная акула» стала тем самым трамплином, который позволил нам не только догнать, но и перегнать конкурентов. Почти все реализованные на ней задумки нашли свое место на новых машинах. А те, которые еще не прижились, как, например, экипаж из одного человека, в ближайшее время вполне могут быть реализованы. Ведь компьютеры за это время тоже сделали большой шаг вперед.

Давайте вспомним добрым словом эту красивую и грозную машину, которая за такой короткий срок сумела стать легендой нашей и мировой авиации.

Александр Скрипник

Фотографии предоставлены Холдингом «Вертолеты России»

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru