Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3(11) за 2014 г.

Пресс-брифинг заместителя министра обороны РФ

В соответствии с принятой Госпрограммой вооружений на период до 2020 года в войска в больших количествах поступают современное вооружение, военная и специальная техника (ВВСТ). В обстановке нарастания угроз безопасности Российской Федерации, изменения форм и способов вооруженной борьбы этому факту придается первостепенное значение. Но кто и как будет поддерживать техническую готовность ВВСТ к применению в процессе эксплуатации? Эти вопросы обсудил на брифинге с журналистами, состоявшемся 3 июля 2014 г. заместитель министра обороны РФ Юрий Иванович Борисов.

Заместитель главы военного ведомства начал свое выступление с того, что рассказал журналистам, что с 90-х годов парк техники в Вооруженных Силах практически не обновлялся, объемы госзаказа были минимальными, а система вооружения поддерживалась в боеготовом состоянии в основном за счет ремонта, в том числе на ремпредприятиях Минобороны России.

«Ситуация коренным образом изменилась, когда в 2011 году была принята ГПВ-2020, — отметил Ю.Борисов. — На ее реализацию государство выделило более 19 трлн рублей. Около 80% этих средств планируется направить на разработку и закупку современных и перспективных образцов вооружения и военной техники».

Замминистра обороны пояснил журналистам, что поступающие в российские войска ВВСТ во многом существенно превосходят по тактико-техническим характеристикам зарубежные аналоги и обеспечивают решение боевых задач на любых театрах военных действий. В связи с этим должна быть изменена и система ремонта вооружений и военной техники. Если до 2011 года ремпредприятия Минобороны ремонтировали в основном устаревшие образцы, то темпы выполнения ГПВ-2020, предусматривающие увеличение доли современных образцов в войсках до 70 и более процентов, диктуют необходимость реформирования системы ремонта ВВСТ.

То, что реформа назрела давно, в армии понимают. Ее необходимость была неоднократно подтверждена в ходе внезапных проверок боевой готовности войск (сил), проведенных в 2013-2014 годах. Однако, как всегда, раздаются голоса скептиков. Замминистра отверг опасения в том, что воинские части останутся без своих ремпредприятий. «Текущий ремонт мы будем проводить в войсках, и для этого восстановлены ремонтные органы, а трудоемкий текущий, средний, капитальный и капитальный ремонт с модернизацией — на предприятиях ОПК», — заверил он. В то же время замминистра сказал, что осуществить капитальный ремонт или ремонт с модернизацией современных вооружений с учетом нынешнего технологического и кадрового потенциала ремпредприятия Минобороны сегодня не в состоянии. Решение задачи по реформированию системы ремонта вооружений и военной техники замминистра обороны видит в необходимости значительных государственных капитальных вложений в технологическое перевооружение ремпредприятий, а также в наращивании кадрового потенциала за счет привлечения молодых специалистов. При этом О.Борисов подчеркнул, что развитие производственных мощностей, включая ремонтные, не входит в компетенцию Минобороны России. «Такой строки в бюджете Минобороны просто нет», — добавил он. По его мнению, эта задача должна быть возложена на профильные министерства и специальные вертикально-интегрированные структуры.

Далее замминистра остановился на вопросах, касающихся системы управления полным жизненным циклом ВВСТ, которая была создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №603. Необходимость создания системы была обусловлена рядом факторов. Важнейшим из них является актуальность трудоемкого текущего, среднего, капитального и капитального с модернизацией ремонта поступающей в войска высокотехнологичной техники для поддержания ее в боевой готовности. Такие работы, по мнению замминистра, могут выполнять только организации-изготовители ОПК. Другой, не менее важный аспект — срок эксплуатации техники. Для значительной части ВВСТ он составляет десятки лет. В этой связи замминистра привел конкретный пример. Согласно недавно принятой долгосрочной программе кораблестроения, перед промышленностью поставлена задача создания военных кораблей со сроком эксплуатации не менее 50 лет, с тем, чтобы в течение этого срока они могли быть подвергнуты нескольким модернизациям. Это позволит сэкономить значительные средства на закупку новых образцов. И без серьезной логистической поддержки со стороны организаций ОПК такая задача неосуществима. И, наконец, замминистра обороны отметил, что новая система управления полным жизненным циклом ВВСТ включает в себя организационный аспект, касающийся взаимодействия заказчика, эксплуатирующего вооружение, и его разработчика (изготовителя).

Таким образом, система управления полным жизненным циклом позволит содержать ВВСТ в исправном состоянии на протяжении всего срока эксплуатации, обеспечивая заданные уровни технической готовности вооружения к применению по предназначению. «При этом будет обеспечено рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на разработку, закупку, обеспечение эксплуатации и утилизации ВВСТ за счет учета и координации интересов всех участников полного жизненного цикла», — подчеркнул Юрий Иванович. В настоящее время действие системы управления полным жизненным циклом уже опробуется на отдельных образцах ВВСТ в рамках пилотных проектов, реализуемых в соответствии с «Концепцией создания системы управления полным жизненным циклом ВВСТ», утвержденной Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации.

Далее Ю.Борисов подробно остановился на каждом элементе системы полного жизненного цикла. Одним из них является контракт полного жизненного цикла. Сложность создания, эксплуатации и ремонта ВВСТ требуют более квалифицированного и системного подхода. и переход на контракт полного жизненного цикла предполагает соблюдение целого ряда условий.
Первое из них касается правовых аспектов. Контракт жизненного цикла устранит все сложности, которые несет в себе закон №44-ФЗ, до настоящего времени регулировавший правовые отношения заказчика и исполнителя в оборонной отрасли. Новый контракт содержит в себе элементы различных типовых договоров: и на выполнение проектных (изыскательских работ), и на производство (поставку), и на возмездное оказание услуг (сервисное обслуживание, ремонт, утилизацию).
Второе условие предусматривает проведение глубокой модернизации и технического перевооружения предприятий ОПК. «Производственно-технологическая база предприятий ОПК не обеспечивает в полном объеме постоянное поддержание образцов ВВСТ в исправном состоянии, — считает Ю.Борисов. Необходимо создать развитую сервисную сеть, оснастить сервисные центры современным диагностическим и ремонтным оборудованием, обучить специалистов по сервису (ремонту)». Воссоздание центров подготовки специалистов Вооруженных Сил на базе предприятий-производителей, которые успешно существовали в доперестроечные времена, позволит обеспечить предприятия отрасли высококвалифицированным персоналом, знающим правила безаварийной эксплуатации ВВСТ.

В заключении замглавы военного ведомства рассказал журналистам о будущей судьбе ремонтных предприятий ОАО «Спецремонт», «Авиаремонт» и «Ремвооружение». «Все эти предприятия, а их в общей сложности 131, по результатам проведенного Минобороны России совместно с Минпромторгом России, вертикально-интегрированными структурами и организациями ОПК промышленного аудита и принятыми решениями по реструктуризации ОАО «Оборонсервис», предусмотрены к передаче вертикально-интегрированным структурам промышленности и реорганизации», — сообщил Юрий Борисов.

При этом, как подчеркнул замминистра обороны, существующие производственно-технологические и кадровые потенциалы ремпредприятий должны отвечать реальным потребностям Вооруженных Сил в ремонтах современных наукоемких высокотехнологичных вооружений. И для этого необходимы временные и финансовые ресурсы. «Активы ремпредприятий являются федеральной собственностью и находятся у Минобороны России только в оперативном управлении, — отметил Ю.Борисов. — В связи с этим окончательные решения по этим предприятиям будут приняты в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом обеспечения необходимого уровня обороноспособности страны и безопасности государства». Далее заместитель министра обороны Ю.Борисов ответил на вопросы журналистов.

В продолжение темы о дальнейшей судьбе ремонтных предприятий один из присутствующих на брифинге журналистов задал вопрос: «Что ждет те предприятия, которые промышленники не захотят взять под свою юрисдикцию?» Ю.Борисов ответил, что обычно соответствующие ведомства проводят всесторонний анализ предприятия, и на его основе выносится тот или иной вердикт: если предприятие еще можно «оздоровить», выстраиваются программы по его «оздоровлению», если же данный актив не востребован сегодня и не может быть востребован в будущем, его реализуют и вырученные деньги вкладывают в те активы, которые реально задействованы. «Другого пути здесь нет, — заметил он. — Существует комиссия по оздоровлению и банкротству при Правительстве Российской Федерации. Промышленности гораздо целесообразнее заниматься этими вопросами, чем Министерству обороны. Министерство обороны в этой ситуации можно упрекнуть в том, что оно торгует этими активами. Мы не собираемся ими торговать и какие-то деньги с этого иметь. У нас совершенно другая функция».

По мнению Ю.Борисова, главный вопрос, который стоит сейчас перед реформаторами, это вопрос оптимальной организации сети ремонтных предприятий. И в этом процессе не нужно торопиться. Пока еще довольно много ремонтных предприятий занимаются ремонтом техники и артиллерийского вооружения, которые давно уже сняты с производства и для которых не выпускаются запчасти. Решение этой проблемы целесообразнее передать промышленности. Проведя анализ, соответствующие ведомства могут предложить программу либо по ускоренной закупке новых образцов, либо по налаживанию выпуска запчастей. «Недавно мы договорились о передаче промышленности 50-ти предприятий из 131, — сказал Ю.Борисов. — Но это не значит, что другие предприятия останутся в Министерстве обороны. В будущем мы хотели бы все ремонтные активы передать промышленности. Продолжаются переговоры с «Ростехом». Они готовы сегодня забрать львиную долю из оставшихся предприятий, чтобы организовать специализированный холдинг».

На вопрос из зала, не утратит ли Минообороны контроль за деятельностью этих предприятий и существует ли гарантия, что они будут работать более эффективно, чем в системе «Оборонсервиса», Ю.Борисов ответил: «Сегодня мы меняем всю идеологию ремонтно-сервисных контрактов с промышленностью Контроль ради контроля никому не нужен. Во главу угла нужно поставить процент исправной техники и создать условия для достижения необходимого, заданного уровня боеготовности. Нас не интересует процесс, нас интересует процент исправной техники». Замминистра рассказал, что, руководствуясь этими же принципами, в прошлом году на авиасалоне «МАКС» Министерство обороны заключило контракт по исправности авиационной техники с ОАО «Вертолеты России», по этой же схеме недавно заключен договор с «ОАК» (Объединенной авиастроительной корпорацией), в процессе подписания находится контракт с кораблестроителями.

В отношении средств, выделяемых для ремонта и восстановления техники, замминистра заметил, что их объемы достаточно солидные. Он признал, что в результате реорганизации предприятий существует объективная угроза сокращения персонала, часть людей, возможно, придется переобучить, но, как он заверил, работы хватит всем. Юрий Борисов уточнил, что часть предприятий, которые выполняют функции, свойственные только Министерству обороны, передаваться не будут. В частности, специализированный оператор связи «Воентелеком», который обеспечивает информационными услугами структуры Вооруженных Сил, военные городки и прочие объекты Министерства обороны, останется в ведомстве. Особая ситуация сложилась с арсеналами. Министерство обороны реализует до 2017 года программу по вводу в строй 17 современных арсеналов, которые имеют производственные участки для ремонта соответствующей техники, боеприпасов и для утилизации. Передать их сейчас в «Ростех», значит, прервать процесс. Скорее всего, будет принято решение о передаче их после завершения программы.

И вновь разговор возвращался к теме контрактов полного жизненного цикла. Журналистов интересовало, с какими корпорациями Министерство обороны готово заключить такие контракты и какова их финансовая составляющая. Отвечая на эти вопросы, замминистра рассказал о четырех пилотных проектах (в том числе с Новосибирским авиационным заводом, «Судостроительной корпорацией», «Уралвагонзаводом»), которые утверждены Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ. За прошлый год Минобороны заключило таких контрактов на 120 миллиардов рублей. По мнению замминистра, эта цифра будет расти и практически весь объем мероприятий, связанных с поставками, будет сопровождаться контрактами полного жизненного цикла. После завершения пилотных проектов Минобороны планирует заключать с предприятиями контракты полного жизненного цикла, которые будут включать этапы разработки, производства, эксплуатации и утилизации.

Замминистра уделил особое внимание такому непростому вопросу, как выполнение ремонтными предприятиями условий контрактов полного жизненного цикла при обслуживании сложных систем вооружения. «Сложная техника связи, РЭБ, артиллерийское вооружение находятся как раз в компетенции «Ростеха», — пояснил О. Борисов. — И он как интегратор готов брать такие контракты, выстраивая кооперационные цепочки для обеспечения ремонта изделия целиком». Замминистра развеял озабоченность журналистов появляющимися в последнее время сообщениями о том, что «Ростех» просит передать чуть ли не половину предприятий «Оборонсервиса» под свой контроль. Он подчеркнул, что в этом вопросе Министерство обороны руководствуется в первую очередь принципом целесообразности функциональной принадлежности. «Авиационные активы нет необходимости передавать в «Уралвагонзавод» или в «Ростех». А те предприятия, которые специализировались на ремонте автобронетанковой техники и артиллерийского вооружения, где производственные активы предприятий ОПК сосредоточены в «Ростехе», туда и будем передавать», — заверил он. Из 131 предприятия, принадлежавшего «Оборонсервису», Минобороны оставит у себя с учетом арсеналов 26, порядка 50 будет передано «Ростеху». Ю.Борисов сослался на последнее обращение, подписанное главой госкорпорации «Ростех» Сергеем Викторовичем Чемезовым, которое открывает новые возможности в переговорном процессе. Он отметил, что часть активов находится в неустойчивом финансово-экономическом положении, а часть задействована в реализации гособоронзаказа. Беря на себя обязательство сохранить компетенцию по ремонту того или иного вида техники и вооружения, «Ростех» будет организовывать специализированные холдинги и в их рамках проводить необходимую реструктуризацию или продавать ненужные активы, а вырученные средства направлять на модернизацию оставшихся предприятий.

Вопрос о том, какое количество снятой с производства или произведенной за рубежом техники останется на вооружении, заставил замминистра заняться математикой. «К 2015-му году мы, по указу президента, должны иметь 30% современных перспективных образцов, — рассказал он. — Из оставшихся 70 процентов 20 — это образцы, которые находятся у нас еще на вооружении, но уже давно не выпускаются. Я думаю, что к концу 2015 года эта техника будет уже снята с вооружения».

Журналисты вспомнили, что в сентябре прошлого года Ю. Борисов докладывал министру обороны о ходе передачи 56 предприятий «Оборонсервиса» Минпромторгу. По их сведениям, половина этих компаний требует промышленного аудита. О возможности возникновения ситуации, когда предприятие ликвидируется и не подлежит передаче, замминистра сказал следующее: «Процедуры ликвидации в «Оборонсервисе» начаты были раньше, еще до старта кампании по передаче предприятий. Это разные процессы. В отношении предприятий, которые давно утратили связь с Министерством обороны, не задействованы в реализации гособоронзаказа и находятся в кризисном состоянии, Департамент имущественных отношений сегодня ведет процедуры ликвидации. А возможной ликвидацией уже переданных предприятий будут заниматься профильные интегрированные структуры. Мы этим заниматься больше уже не будем».

Отвечая на вопрос о количестве ремонтных заводов, которые будут переданы Объединенной судостроительной корпорации, Ю. Борисов напомнил, что при формировании корпорации в ее состав уже тогда вошли судоремонтные заводы, которые находились в ведении Министерства обороны. Сегодня корпорации предложены пять предприятий из состава «Оборонсервиса», по поводу их передачи идет переговорный процесс. Один из вопросов, заданных участниками пресс-брифинга замминистру военного ведомства, касался ремонтного обслуживания вооружения, произведенного иностранными государствами. Речь, в частности, зашла о пресловутых «Мистралях». Отвечая на этот вопрос, Ю.Борисов в первую очередь отметил, что существует программа по импортозамещению, и выразил уверенность, что в ближайшее время Верховный главнокомандующий утвердит комплексный план по импортозамещению. В условиях нестабильных политических отношений с Украиной взят курс на сокращение, а в ближайшее время исключение зависимости от поставок с Украины комплектующих для российской военной техники. Понятно, что новые разрабатываемые образцы не будут страдать от этой зависимости. Однако вопрос в том, как быть с тем вооружением, что находится сегодня в строю, как поддерживать его боеготовность, как содержать в исправном состоянии.

«Существует несколько способов, — поделился Ю.Борисов. — Вот один из них. Не секрет, что у нас в войсках имеется штатный и заштатный состав этой техники. То есть потребное количество для обеспечения оборонной безопасности гораздо меньше, чем тот запас, который у нас есть в наличии. У нас утвердилась практика: часть имеющейся техники мы передаем профильным предприятиям для выполнения так называемых «ремонтных функций». На предприятиях эту технику разбирают, проводят ее обследование и аттестуют все те агрегаты и отдельные запчасти, которые можно будет использовать в качестве ремкомплекта. Предприятие при этом несет всю полноту ответственности за порядок организации и проведения ремонтных работ: техника должна быть установленным образом принята, дефектована, разобрана, затем сформированы ремонтные комплекты, которые должны будут обеспечивать на весь оставшийся жизненный цикл исправность этого вида техники».

По «Мистралям» замминистра обороны отметил, что контракт с французским поставщиком, во-первых, предусматривает выполнение им определенных гарантийных обязательств, а, во-вторых, помимо поставки самих образцов «Мистралей», передачу всей необходимой конструкторской и промышленной документации. Кроме того, около 30% комплектации «Мистралей» — это уже продукция российских предприятий. Например, и вооружение, и даже часть конструкции, в частности, корма, изготавливаются на Балтийском заводе. Исходя из этого Ю.Борисов сделал вывод, что предприятия судостроения и приборостроения в состоянии организовать сервисное обслуживание и ремонт этих кораблей.

Заключительный вопрос был задан относительно соблюдения условий гарантийного обслуживания, которые предъявляют предприятия-изготовители потребителям новой техники. Не получится ли так, что, дабы не нарушить условия гарантийного обязательства, ремонтные органы не смогут «даже заменить колесо на новой технике». Юрий Борисов ответил, что доводить до абсурда эту ситуацию не стоит, но соблюдать все, что прописано в гарантийных обязательствах необходимо в течение гарантийного срока. «А что касается текущего ремонта и послегарантийного обслуживания техники, то именно ремонтные органы, которые в войсках сейчас восстановлены, и будут этим заниматься», — еще раз подчеркнул он.

Однако замминистра отметил, что вновь восстановленные ремонтные органы пока не могут работать в полную силу, так как испытывают острую нехватку запчастей. Сегодня необходимо серьезно заниматься их оснащенностью и повышением компетенции персонала. Он заметил, что процент исправности техники очень быстро возрастает, когда в войсковых ремонтных органах нет проблем с необходимыми запчастями. «У нас очень много самолетов сегодня простаивает из-за элементарного отсутствия шин, Самолет исправный, но нету шин. И таких примеров на самом деле очень много. Необходимо решать эти вопросы, и как можно скорее», — подвел итог замминистра обороны.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru