Ижевский электромеханический завод «Купол» - предприятие с более чем полувековой историей. Основанное 20 июня 1957 года в Ижевске, предприятие прошло путь от выпуска системы радиоуправления для первой ракеты класса «воздух-воздух» РС-1У (блок К5И-1) до создания современного ЗРК малой дальности «Тор-М2У», аналогов которому, по совокупности характеристик, в мире пока нет.

За это время конструкторы, инженеры и рабочие построили более 40 видов изделий военного назначения, в том числе артиллерийский разведывательный комплекс АРК-1 «Рысь», аппаратуру активной защиты танков «Дрозд», самоходную установку разведки и наведения СУРН 1С91 для ЗРК «Куб» и многое другое.  Весь этот опыт позволил заводчанам в 70-х годах прошлого века разработать первый автономный ЗРК «Оса», который был спроектирован московским Научно-исследовательским электромеханическим институтом.

Особенностью этого комплекса было размещение на плавающем самоходном шасси всех боевых средств, включая пусковую установку с ракетами, две радиолокационные станции обзора и навигации, целеуказания зенитным ракетам, топопривязки, средства связи, а также источники электропитания для антенн и бортового вычислителя. ЗРК «Оса» в движении обнаруживала и сопровождала воздушные цели, а также  поражала цели при короткой остановке.

На появление этой ЗРК существенно повлияли аналогичные работы, проводимые в США. Американские конструкторы на базе шасси бронетранспортёра М-113 пытались создать автономную самоходную ЗРК «Маулер».  Как известно, эти работы потерпели фиаско. Нашим же оборонщикам удалось создать шедевр, который стоит на вооружении ПВО как ВС РФ, так и ВС зарубежных стран до сих пор.

«Действительно, «Ос» в войсках много. И - да, конечно же, «Торы», в особенности новейших модификаций, значительно превосходят «Осу». Но говорить о том, что ЗРК «Оса» устарел, на мой взгляд, преждевременно, – сообщил приехавшим 26 сентября на АО ИЭМЗ «Купол» представителям СМИ Генеральный директор Фанил Газисович Зиятдинов - Не будем забывать, что боевые машины ЗРК «Оса» также модернизируются. Их возможности растут. По сравнению с базовой моделью у модернизированной «Осы» заметно увеличена помехозащищенность, введены оптико-электронная система с тепловизионным каналом, спутниковая навигационная система. За счёт внедрения цифровой обработки сигналов, новых методов наведения, автоматизации работы боевого расчета удалось увеличить максимальную скорость поражаемых целей с 500 м/с до 700 м/с и, одновременно, решить задачу поражения малоразмерных тихоходных целей типа беспилотных летательных аппаратов. Сегодня можно говорить о том, что проведение капремонта и модернизации используемых комплексов «Оса» позволяет продлить их жизненный цикл ещё как минимум на 10 лет».

Обслуживание и модернизацию поставленной на вооружение ЗРК «Оса» можно производить на базе сервисно-технических центров, для которых была разработана техническая документация. Модернизации подлежит элементная база и электрические цепи комплекса.  Обновленный ЗРК «Оса-АКМ1» получит помехоустойчивую аппаратуру, новую оптико-электронную систему с ИК-каналом и спутниковую систему связи и навигации ГЛОНАСС. Также модернизацию пройдет и система радиоуправления ЗУР 9М33М3.

По линии ВТС ЗРК "Оса" поставлялся в страны-участницы Варшавского договора, Индию, Ирак и государства Ближнего Востока, Азии и Африки. В общей сложности ЗРК "Оса" был принят на вооружение в 25 странах. Всего было произведено свыше 1500 этих комплексов ПВО.

Комплекс успел поучаствовать в реальных боевых действиях.  Во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году он сбил американскую крылатую ракету. ЗРК «Оса» был настолько хорош, что спецподразделение многонациональных сил проникло на территорию Кувейта и похитило его вместе с техдокументацией и иранским боевым расчётом.

Современные средства воздушного нападения стали более совершенными -  более скоростными, манёвренными и малозаметными. Широкое использование технологий «стелс» и средств РЭБ поставило перед ижевскими оружейниками задачи по созданию адекватных комплексов противовоздушной обороны. Так появился зенитный ракетный комплекс «Тор», который перенял все лучшее от своего предшественника и, имея возможность постоянной модернизации, стал поистине грозным стражем небес и последнего рубежа обороны.

«ЗРК «Тор» прошёл уже три волны глубокой модернизации - от «Тора» к «Тор-М1» и затем - к «Тор-М2У», и его модификациям «Тор-М2К» (на колесном шасси) и «Тор-М2КМ» (в модульном варианте). Зенитно-ракетная система, созданная ещё в 80-е годы прошлого века для поражения низколетящих воздушных целей, по сей день является непревзойденной ЗРС малой дальности. Это достигнуто, в том числе, и за счёт проведённых модернизаций. За это время огневая производительность машины возросла в четыре раза. Если первые модели вели огонь по одной цели, то сегодня «Тор-М2У» может одновременно обстреливать четыре цели - то есть у него многократно повысились возможности по отражению массированной воздушной атаки. На порядок возросла эффективность средств обнаружения и сопровождения - современные модификации наших ЗРК осуществляют захват и поражение целей, имеющих в десять и более раз меньший ЭПР (эффективная поверхность рассеивания – ред.), то есть, выполненных с использованием технологии стелс» - продолжил рассказ Фанил Газисович.

Действительно, семейство ЗРК «Тор-М2» - это комплексы ПВО третьего поколения (первое поколение сбивало 1 цель, второе – могло сбивать 2 цели одновременно), они способны обнаруживать и обрабатывать до  144 отметок целей на дальности до 32 км, вести одновременный обстрел по 4 целям с выбором приоритетности, в том числе на ходу со скоростью 25 км/час. Сейчас отрабатывается возможность вести огонь на скоростях до 45 км/час, что позволит ЗРК «Тор-М2» оборонять колонны военной техники на марше и во время общевойскового боя. Помимо этого,  ЗРК «Тор-М2» интегрирован в АСУ ПВО, как элемент единой автоматизированной системы управления войсками НЦУО МО РФ.

Выбор гусеничного или колесного шасси, либо модульного варианта диктуется задачами, поставленными заказчиком. Вариант с гусеничным шасси незаменим для решения задач по противовоздушному прикрытию войск на пересеченной местности, в особенности на мягких почвах.  Там, где имеется развитая сеть автомобильных дорог, больше подходит вариант на колесном корпусном шасси. Модульный вариант удобен для прикрытия стационарных объектов. Кроме того, он может быть адаптирован к самым различным шасси, в том числе и зарубежным, грузоподъемностью от 15 тонн.

Стоит отметить один важный факт: все разработки ЗРК «Тор» проводились в инициативном порядке. ИЭМЗ «Купол» разрабатывал очередное поколение комплекса, участвовал в конкурсах на условиях тактико-технических заданий Министерства обороны и выигрывал их. Серийное производство ЗРК «Тор» ни разу не сорвало программ поставок по линиям ГОЗ и ВТС.  Поставка качественной военной техники в срок -  предмет особой гордости заводчан.. Неудивительно, что на прошедшей в Смоленске XXIV конференции посвященной средствам ПВО, командующий войсковой ПВО генерал-лейтенант А.П.Леонов  высоко отметил эту особенность ИЭМЗ «Купол».

Сейчас в инициативном порядке конструкторы и инженеры предприятия разрабатывают морской и арктический варианты «Тор-М2», а также совершенствуют средства обнаружения и поражения воздушных целей.

«Говорить о гиперзвуковых зенитных ракетах, пока ещё рано, так как таких целей для «Тора» пока не существует - сообщил журналу «Арсенал Отечества» директор по военно-техническому сотрудничеству АО «ИЭМЗ «Купол» Игорь Иванов. - Но если такие цели  появятся, то естественно мы будем к этому готовы. Я думаю, мы сможем об этом вам рассказать через два года. Если же говорить о будущем комплексов ПВО малой дальности, то в первую очередь, это будут роботизированные, высокомобильные комплексы с минимальным временем реакции, адаптивной помехозащитой и высокой вероятностью поражения при малых ЭПР целей. Могу сказать, что мы не стоим на месте, занимаемся глубокой модернизацией и подготовкой новых обликов изделий. Это целесообразно и для предприятия, и для российской армии, и для страны в целом».

ЗРК «Тор-М2» - это высокоточная и сложная техника, поэтому для её обслуживания необходимо готовить грамотных специалистов. Штатный экипаж комплекса состоит из трех человек. Как быстро и качественно подготовить специалистов для него? Ижевчане  подумали и об этом.

Дело в том, что любая современная военная техника, с какой бы целью она ни применялась, должна эксплуатироваться квалифицированным и обученным персоналом. Все возможности боевых комплексов ПВО могут раскрыться только в умелых руках, а грамотной работе боевые расчеты нужно учить. 

ИЭМЗ «Купол» разработал автономный тренажёр командира и оператора ЗРК, который позволяет имитировать одиночные и групповые воздушные цели в зоне обнаружения радиолокационных систем и телевизионно-оптического визира боевой машины, их движение в соответствии с лётно-техническими характеристиками и тактикой применения, а также воздействие активных и пассивных помех на радиоэлектронную аппаратуру боевой машины. Интерфейс инструктора, который проводит обучение и тренировки, позволяет не только использовать готовые сценарии воздушного налёта, но и также создавать сценарии, отвечающие реальным боевым задачам.

«Важную роль играет подготовка личного состава, а это весьма затратный процесс. В авиации, например, подготовленный пилот, стоит дороже самолета. В ПВО, конечно, затраты ниже, а «Тором», с учетом его высокой автоматизации, теоретически вообще может управлять человек прошедший весьма краткий курс подготовки (курс подготовки занимает 3 месяца – прим. автора). Но одно дело теория, а совсем другое - практика. Ни один командир не захочет, чтобы на такой ответственной работе находился слабо подготовленный личный состав. Созданный заводом тренажёр позволяет значительно удешевить и улучшить эту подготовку» - уточнил  Генеральный директор Фанил Газисович Зиятдинов.

В чем же секрет успеха АО ИЭМЗ «Купол»?

Предприятию удалось сохранить костяк коллектива, а именно, высококвалифицированных специалистов. Также удалось сберечь и развить все необходимые технологии, культуру производства. Не были потеряны связи с субподрядчиками - ведь "Купол" это предприятие финишной сборки, большой объём работ выполняется его контрагентами и поставщиками.

Главный капитал ИЭМЗ «Купол» - это его персонал. Работать со своими будущими специалистами завод начинает со школьной скамьи. Сейчас по профориентационной программе в школах и техникумах Ижевска обучаются 200 человек. В программе трудоустройства на время летних каникул и практики приняли участие 157 студентов ВУЗов, 288 учащихся техникумов и 214 школьников-детей работников предприятия. Общая численность молодых кадров на военном и гражданском производстве составила 8000 человек. На заводе работают династии рабочих и инженеров, которые по своему совокупному рабочему стажу «старше» родного предприятия в несколько раз. По уровню заработной платы «Купол» с 2014 года уверенно занимает лидирующие позиции среди промышленных предприятий Ижевска. Все работники имеют социальный пакет, включающий санаторно-курортное лечение, льготные займы для приобретения жилья и многое другое.

В 2015 году рост объёмов производства по отношению к 2014 году составил 119%, а на 2016-й год запланирован рост в 141% по отношению к годовому плану 2015-го. АО ИЭМЗ «Купол» является крупнейшим налогоплательщиком в Удмуртии.

Руководство предприятия инвестировало значительные средства в техническое перевооружение, приобретение десятков единиц современного оборудования. Параллельно велись работы по внедрению энергосберегающих технологий, которые позволили снизить затраты  на них до 20%. С 2014 года на предприятии реализуется проект «Техническое перевоо­ружение производственных мощно­стей по изготовлению боевых средств комплекса «Тор». Программа рассчитана до 2025 года.

Поэтому сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Ижевский электромеханический завод "Купол" - это современное высокотехнологичное предприятие, полностью соответствующее уровню поставленных задач, которые коллектив и руководство решают качественно и в срок.

Ижевские оружейники поистине хранители мирного неба России, так как их военная продукция – зенитные ракетные комплексы «Тор-М2», надёжный щит наших воздушных границ.

 Военный эксперт Алексей Леонков.

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru