Если выстрел, состоящий из снаряда и заряда, определяет калибр и облик орудия, то авиационный двигатель определяет облик и лётные характеристики самолёта.

Легендарный Ан-24, один из самых массовых самолётов, уходит в историю, так как его эксплуатационный ресурс не бесконечен. Востребованность этой крылатой машины обусловлена её универсальностью и неприхотливостью. Самолёт может садиться на любые ВПП, в том числе грунтовые. В пассажирском варианте Ан-24 перевозит до 52 пассажиров на дальность до 2000 километров, в транспортном варианте доставляет до 6 тонн различных грузов. Военные используют его для аэрофотосъёмки и обновления топографических карт. Этот самолёт до сих пор можно встретить в разных уголках нашей планеты. Советская авиапромышленность выпустила свыше 3300 экземпляров различных модификаций: Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-34. Наш партнёр по ШОС – Китайская народная республика, наладила производство аналога Ан-24 под названием Xian Y-7 и выпускает его с 1989 года в различных модификациях.

Как известно, Ан-24 в свое время заменил самолёты Ил-12 и Ил-14. Сегодня ситуация повторяется в зеркальном отражении: новый российский самолёт Ил-112В идёт на смену семейству Ан-24.

У проекта Ил-112В непростая судьба. Создание нового лёгкого транспортника было начато ещё в середине 1990-х годов, в 2004 году проект выиграл конкурс Министерства обороны РФ, предполагался запуск серийного производства с 2006 года. Финансирование проекта предусмотрено Государственной программой вооружения на период 2011-2020 годов, было заложено в годовых планах Гособоронзаказа до 2015 года. Однако в мае 2011 года Минобороны РФ неожиданно приняло решение о приобретении самолётов Ан-140 в грузовой модификации и отказалась от закупок Ил-112.

Благодаря усилиям генерального конструктора ОАО «Ил» Виктора Ливанова и предложениям Главного командования ВВС РФ в 2013 году Министр обороны РФ С.К. Шойгу принял решение о возобновлении проекта Ил-112. Последующие события на Украине, разрыв кооперации с КБ им. Антонова и двигателистами «Мотор Сич» убедительно подтвердили правильность принятого решения.

Финишная сборка самолёта Ил-112 предусматривается на Воронежском авиазаводе (ПАО «ВАСО»), готовым к выполнению заданий. Однако пришлось срочно решать проблему по выбору двигателя. Дело в том, что первоначально двигатели должны были производить на запорожском предприятии «Мотор Сич», который в советское время выпускал изделия АИ-24 для всех модификаций Ан-24. Но с 2014 года в силу политических событий на Украине кооперация «советского» образца рухнула, и пришлось создавать собственное производство двигателей. Экономические санкции, введённые против России рядом западных стран, лишь подтвердили верность опоры на собственные возможности.

Объединённой двигателестроительной корпорацией (АО «ОДК», входит в госкорпорацию «Ростех») уже выбрана производственная площадка для изготовления опытных двигателей ТВ7-117СТ – новый конструкторско-производственный комплекс (КПК) АО «Климов» в Шувалово на севере Санкт-Петербурга, который был открыт 20 октября 2014 года. Этот комплекс объединил современное конструкторское бюро, цеха для серийного производства двигателей, испытательную базу и службу сервиса. Общая площадь КПК составляет около 50 тыс.кв.м.

АО «ОДК» в 2015 году обеспечила постановку на производство в РФ (на базе АО «Климов») полностью российского двигателя ВК-2500  для большинства вертолетов типа «Ми» и «Ка». Ранее в страну поставлялись двигатели, производившиеся на Украине. ВК-2500 – это дальнейшее развитие двигателя ТВ3-117, в сравнении с ним это - более современный, более технологичный двигатель. Преимуществами ВК-2500 являются высокая топливная экономичность, повышенные мощностные характеристики, применение современной  системы автоматического управления. 

С целью организации производства в России ВК-2500 в соответствии с  поручениями  Минпромторга  РФ и Минобороны РФ была организована широкая производственная кооперация предприятий ОДК, в том числе, на территории АО «Климов» под Санкт-Петербургом завершено строительство нового конструкторско-производственного комплекса по вертолетным двигателям. Состав кооперации на сегодня полностью сформирован.  Если говорить о боевых вертолетах, поставляемых в рамках гособоронзаказа, то уже сегодня все они оснащаются российскими ВК-2500.

«У двигателей семейства ТВ7-117 – сложная судьба, которая во многом отражает новейшую историю отечественного авиационного двигателестроения, – отмечает исполнительный директор АО «Климов» Александр Ватагин. - Первые самолётные модификации проектировались в годы отраслевого кризиса, практически на одном энтузиазме разработчиков. Сегодня, когда созданы благоприятные условия для развития отечественной науки, технологий и производства, мы можем с ещё большей отдачей использовать наш опыт. Это наглядно подтверждает успех Объединённой двигателестроительной корпорации в реализации проекта ТВ7-117В для новейшего отечественного вертолёта Ми-38. Уверен, что и ТВ7-117СТ для Ил-112В станет образцом передовой конструкторской мысли и эффективной производственной кооперации».

Новый двигатель ТВ7-117 может выпускаться в следующих модификациях:

  • ТВ7-117СМ для самолёта Ил-114;
  • ТВ7-117В для вертолёта Ми-38;
  • ТВ7-117СТ для самолёта Ил-112В.

Семейство двигателей ТВ7-117 имеет все признаки унификации базовой конструкции, что является ключевым моментом в выполнении требований Государственной программы вооружений, обозначенным как «создание образцов вооружений и военной техники на единой технической платформе». АО «Климов» в кооперации с АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», ММП им. В.В. Чернышева и УМПО (Уфа) создаёт двигатели на единой платформе для вертолётов и самолётов, что в дальнейшем упростит их эксплуатацию. Это, бесспорно, даёт не только экономические преимущества, но и служит примером грамотного выполнения программ импортозамещения в высокотехнологичной сфере.

За «Салютом» закреплено изготовление четырёх узлов ТВ7-117СТ: центрального привода, редуктора, верхней и нижней коробок приводов. В настоящее время уже полностью изготовлен центральный привод двигателя и продолжается производство остальных комплектующих. На «ММП имени В.В. Чернышева» будут производиться узлы турбокомпрессора и свободной турбины – технически наиболее сложные части двигателя.

15 сентября 2016 года АО «Климов» приступил к испытаниям двигателя ТВ7-117СТ, продемонстрировав приглашённым гостям и СМИ его запуск на новом испытательном стенде, оснащённым современным контрольно-измерительным оборудованием. Возможности стенда позволяют испытывать вертолётные и самолётные двигатели с винтом и мотогондолой, а также в сочетании с элементами конструкции самолёта (крыло и фюзеляж). Ввод в эксплуатацию этого стенда стал праздником для коллектива завода, руководства концерна, представителей властей города Санкт-Петербурга и области.

«Запуск испытаний ТВ7-117СТ – значимое событие не только для отечественной двигателестроительной отрасли, но и для всей авиационной промышленности, – сказал на торжестве генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов. – Новый двигатель по показателям мощности и экономичности, несомненно – один из лучших образцов в своём классе. Уверен, что сочетание технических характеристик ТВ7-117СТ с передовыми решениями, заложенными в Ил-112В, сделает самолет достойной транспортной платформой для ВКС России».

Действительно ТВ7-117СТ обладает высокими показателями по мощности и экономичности. Так, мощность на максимальном взлётном режиме составляет 3000 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме – 3600 л.с. При сухой массе не более 500 кг двигатель имеет удельный расход топлива меньше 200 грамм на л.с. в час. Он мощнее, легче и экономичнее украинского АИ-24.

Конечно, после стендовых последуют лётные испытания на Ил-112В, первые образцы которого будут поступать в ВКС РФ после 2018 года.

Самолёт Ил-112В действительно нужен нашим ВКС, как транспортник, обеспечивающий не только логистику грузов военного назначения, но и боевую подготовку, боевые действия подразделений ВДВ, и, возможно, Росгвардии. Конструкция самолёта позволяет обеспечивать как десантные, так и аэромобильные операции.

Развитие систем ПВО и РЭБ фактически поставили под сомнение возможность и необходимость проведения масштабных воздушно-десантных операций. Как показывает опыт современных боевых действий, будущее за компактными мобильными десантными формированиями, которые могут оперативно решать задачи в тылу противника, добираясь по воздуху до площадок десантирования различными маршрутами, используя методы как парашютного, так и посадочного десантирования, в зависимости от обстановки. В состав таких формирований может входить лёгкобронированная техника, ЗРК ПВО на шасси БМД или боевой роботизированный комплекс. Стоит отметить, что возможности транспортного авиационного комплекса будут во многом определять тактику боевых действий парашютно-десантных, десантно-штурмовых и разведывательно-десантных подразделений. Поэтому Ил-112В, оснащённый двигателями ТВ7-117СТ, должен полностью отвечать требованиям военных по лётным и эксплуатационным параметрам.

Работа коллективам предприятий АО «Климов», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», ММП им. В.В. Чернышева и УМПО (Уфа) предстоит масштабная. Побьёт ли Ил-112В рекорд Ан-24 по количеству выпущенных самолётов, покажет время, но то, что этот самолёт и двигатели ТВ7-117СТ будут лучшими – сомнений нет.

Военный эксперт Алексей Леонков

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru