Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5(19) за 2015 г.

Принято считать, что средства радиоэлектронной борьбы впервые были применены 15 апреля 1904 г. в ходе русско-японской войны. При обороне Порт-Артура были подавлены радиопередачи японских кораблей — корректировщиков огня. А вот относительно недавняя история о «непозволительном и провокационном полете», как назвали представители Пентагона случай в Черном море, когда наш фронтовой бомбардировщик Су‑24 несколько раз облетел американский эсминец Donald Cook — это ваша работа? В связи с этим, как меняется роль и доля этой продукции в историческом плане? Меняются ли пропорции этих средств в гособоронзаказе?

Генеральный директор АО «Объединенная приборостроительная корпорация» Александр Якунин
Генеральный директор АО «Объединенная приборостроительная корпорация» Александр Якунин

Наша компания является одним из ключевых разработчиков и производителей средств и систем РЭБ для вооруженных сил. Мы поставляем армии передатчики помех, предназначенные для защиты различной техники от радиоуправляемых фугасов. В прошлом году мы начали поставки в вооруженные силы нашей новой разработки — комплекса радиоэлектронного подавления «Борисоглебск‑2». Эта техника в своем рабочем диапазоне способна глушить все современные наземные и авиационные средства радиосвязи, находящиеся на вооружении армий развитых стран мира. Другой наш комплекс РЭБ «Инфауна» обеспечивает радиоразведку и радиоподавление, а также защиту от прицельного огня из оружия ближнего боя и гранатометов, взрывных устройств.

В условиях, когда во всех армиях мира активно внедряются современные инфокоммуникационные технологии, значение систем РЭБ трудно переоценить. Например, известная концепция «сетецентрической войны» предполагает, что успех в вооруженной борьбе должен достигаться не за счет численности и огневой мощи, а за счет информационного превосходства. При этом воинские формирования объединяются в устойчивую сеть, где обмен информацией, выдача команд и т. д. происходит в автоматизированном онлайн режиме. Системы РЭБ, которые мы разрабатываем и производим, с одной стороны, способны работать в составе таких сетей, с другой — служат для их нарушения и «ослепления» противника.

Сегодня в российских войсках РЭБ идет масштабное техническое переоснащение. В этом году мы запустили четыре проекта по созданию нового поколения комплексов радиоэлектронной борьбы. Всего «ОПК» ведет сейчас 15 опытно-конструкторских работ в сфере РЭБ. Кстати, в этом году специалисты нашего концерна «Созвездие» получили правительственную награду за разработки в данной области.

Принято говорить: связь — нерв армии. Это действительно «нервный» вопрос для российских Вооруженных сил? Что принципиально нового разработано ОПК в области средств и систем связи в последнее время? Интересуют, конечно же, в первую очередь армейская связь 6 поколения и современные комплексы бортовой связи для авиации, в частности, для истребителя Т50.

Смею вас заверить, что «нервы» у нашей армии крепкие. Если без метафор, то следует отметить, что предприятия, входящие в корпорацию, занимаются созданием и производством средств и систем связи для различных родов и видов войск не одно десятилетие. У нас огромный опыт в этой сфере, и мы создаем, без преувеличения, уникальную технику. Многие образцы по своим характеристикам превосходят зарубежные аналоги.

Одна из последних наших разработок, которую мы ведем — полевой комплекс связи 6 поколения, который входит в состав армейской автоматизированной системы управления тактического звена. Это уникальный комплекс, который сможет создавать сети, способные к самоорганизации и восстановлению без участия человека. Такие станции связи автоматически прокладывают оптимальный маршрут между абонентами сети при их постоянном перемещении, самостоятельно «уходят» от помех. Уничтожение одной из радиостанций комплекса не повлияет на работу всей сети: ее функции автоматически сохраняются и «подхватываются» соседними станциями. Разработка учитывает все потребности современной армии: передает информацию любого формата, предоставляет доступ в Интернет, имеет встроенную ГЛОНАСС/GPS навигацию, может постоянно модернизироваться, работает со старым и новым оборудованием, выдерживает сильные минусовые и плюсовые температуры. За счет широкого диапазона комплекс сможет взаимодействовать с авиацией и флотом.

Комплекс средств связи для истребителя 5 поколения С‑111 также относится к перспективным разработкам и по техническим характеристикам опережает аналоги, в том числе и зарубежные. Он обеспечивает самолету новый уровень оперативности получения информации. Наши разработчики реализовали в нем пакетный обмен данными в цифровой форме, широкополосные каналы радиосвязи, новые методы борьбы с помехами, позволяющие увеличить дальность и качество связи. В комплексе С‑111 впервые решена задача передачи больших объемов информации — голоса, видео, данных РЛО и камер слежения — в реальном масштабе времени на больших скоростях.

С‑111 обладает полностью цифровой открытой архитектурой и перепрограммируемой под различные задачи платформой. Модульное построение позволяет увеличивать число каналов, объем выполняемых функций и перечень режимов работы. Это позволяет применять комплекс связи на любых летательных аппаратах, в том числе на вертолетах Ми‑28 НМ, Ка‑50, Ка‑52, Ка‑62, самолетах военно-транспортной авиации Ил‑76, Ил‑112, Ан‑124, дальней авиации Ту‑22 М3 М, Ту‑160 М, ПАК ДА, истребителях Миг‑31, Су‑34.

Информационные агентства мира с восторгом комментировали в этом месяце учения с участием гусеничного модульного робота для боя и арктических экспедиций. Расскажите, пожалуйста, подробнее об универсальной модульной роботизированной платформе на гусеничном ходу УРП‑01 Г.

Универсальная роботизированная платформа — это пока инициативная разработка, но имеющая большой потенциал. Она полностью изготовлена нашими специалистами, от внешнего облика до ПО и плат. Корпус, шасси, система управления — все изначально спроектировано под те задачи, которые платформе предстоит выполнять. Это позволит избежать трудностей, возникающих в технике, которая изначально создана как управляемая человеком и затем переделывается под роботизированную.

Спектр ее применения весьма широк и в обороне, и в гражданской сфере. Платформа призвана заменить человека там, где его жизни угрожает опасность. Это военные операции и боевые действия, пожары, ЧС, спасательные операции и т. д. Платформа задумана универсальной — на нее можно устанавливать различные модули — боевое оружие, средства РЭБ или наблюдения, системы тушения пожаров или радиационно-химической разведки, измерительную аппаратуру для арктических экспедиций в условиях больших морозов — все что угодно. Причем ее система управления позволяет подключать разное оборудование от разных производителей.

Как продвигается процесс перевода Вооруженных сил России на цифровые системы связи и автоматизированные системы управления? Ведь, как известно, к 2020 г. доля новых изделий в комплектовании армейских подразделений должна быть доведена до 70 процентов?

Все наши новые изделия, поставляемые сейчас в войска, обладают открытой цифровой архитектурой, соответствуют всем потребностям современной армии. Они создаются как части автоматизированных систем управления или с перспективой интеграции в АСУ. Например, в прошлом году корпорация приступила к серийному производству комплекса связи «Антей» для высших звеньев управления Сухопутных войск РФ. Подобных разработок в отечественной радиопромышленности не было около 30 лет. Последний комплекс такого класса — «Поиск» — был выпущен в 80‑х годах прошлого века.

Сейчас корпорация решает масштабную задачу по построению средств связи нового поколения для сухопутных войск, авиации и флота. Это техника нового уровня, способная работать даже в сложной помеховой обстановке. Новые комплексы связи сами находят оптимальные частоты радиопередачи и способны функционировать автономно. Раньше для обеспечения подобного функционала требовалась отдельная техника и спецперсонал. Применяемые SDR-технологии позволяют обновлять программное обеспечение с добавлением новых функций и расширением возможностей. Это гарантированно увеличивает срок эксплуатации средств связи и обеспечивает их соответствие актуальным требованиям армии на протяжении длительного времени.

Как я уже сказал, сегодня средства связи — это уже не просто передатчик с антенной. В современной армии это один из элементов построения больших информационных сетей, куда интегрируются различные звенья командования, подразделения, системы разведки и управления оружием. Например, в автоматизированную систему управления тактического звена, построением которой мы сейчас занимаемся, с помощью современной цифровой аппаратуры интегрируются люди, бронетехника, системы РЭБ, средства наведения и огневого поражения. В частности, новая российская бронетехника — танк «Армата» БМП и БТР «Курганец‑25», БТР «Бумеранг», бронеавтомобиль «Тайфун» — оснащены соответствующими программно-техническими комплексами. Их разработку в составе «ОПК» ведет Воронежский концерн «Созвездие».

Благодаря этой аппаратуре каждая боевая единица способна видеть оперативную ситуацию на поле боя, в режиме онлайн взаимодействовать с другими военнослужащими и подразделениями. Преимущества таких систем очевидны: например, автоматизация процессов сокращает время с момента обнаружения цели до отдачи команды на ее поражение до 30–60 секунд.

Базовый ряд современных средств автоматизированного управления и связи тактического звена был представлен недавно на форуме «Армия‑2015». Это универсальный носимый комплект военнослужащего УНКВ‑Е, радиорелейные радиостанции комплекса Р‑430, комплекс мобильной связи 3G/4G. Они обеспечивают командование информацией нового качества о фоноцелевой обстановке в войсках противника и в собственных подразделениях с топографической привязкой всех боевых единиц на электронной карте.

Следующий шаг, который сегодня активно обсуждается — это переход от отдельных сетей для сухопутных войск, ВВС и ВМФ на следующий уровень — к построению единой системы управления обороной государства. В эту систему может быть интегрирована не только армия, но и правоохранительные органы, другие структуры, обеспечивающие национальную безопасность. Создание такой информационно-управляющей системы в разы повысит эффективность оборонных ресурсов государства. Наряду с боевыми задачами единая сеть обеспечит коммуникацию ведомств, занимающихся вопросами безопасности и правопорядка, скоординирует их работу в разных ситуациях.

Актуальной и очень широко обсуждаемой сейчас является тема БПЛА. Ваше дочернее предприятие — Концерн «Вега», является разработчиком комплексов воздушного наблюдения и разведки с БПЛА «Типчак», «Луч», «Пчела‑1». Каковы перспективы развития беспилотной авиации в России? Например, Петагон, по сообщениям некоторых СМИ, заявил, что истребитель Lockheed Martin F‑35 «Лайтнинг» I будет последним из заказанных для ВВС США. В дальнейшем, предпочтение будет отдано «беспилотникам».

Наш концерн «Вега» является головным предприятием в отрасли БЛА, он занимается разработками беспилотной техники малой дальности. Упомянутый вами «Пчела‑1» — это малогабаритный комплекс разведки и наблюдения поля боя с дистанционно-пилотируемым аппаратом, «Типчак» — многоцелевой комплекс с БЛА, разработанный нашим КБ «Луч». Сейчас мы работаем над организацией первого в России серийного производства перспективного БЛА малого класса «Корсар». Главное назначение «Корсара» — комплексный воздушный мониторинг обстановки в районе боевых действий в радиусе до 50 километров. Это полностью российская разработка. Серийное производство таких БЛА — это абсолютно новый для России проект, на стыке радиоэлектроники и авиастроения. Его реализация позволит обеспечить все потребности Минобороны в беспилотниках такого класса.

Старт производства запланирован на первый квартал 2017 года, выход на проектную мощность — до конца 2017 года. Мощности для организации серийного производства мы формируем на базе нашего КБ «Луч» в Рыбинске.

Главные сложности, которые сегодня тормозят развитие беспилотной авиации в России, связаны с отсутствием отечественных комплектующих, например, двигателей, слабой проработкой некоторых технологий. В этом плане мы создаем сейчас большой научно-технический задел — работаем над созданием эффективных бортовых систем электроснабжения, высокоточных помехозащищенных навигационных систем с высокой степенью автономности, стартовых систем и систем автоматической посадки БЛА, высокоскоростных защищенных систем приема-передачи данных и линий связи и т. д.

Одной из задач, которые вы опубликовали на вашем сайте, является научная организация радиоэлектронной отрасли. Поясните, пожалуйста, суть этой задачи, и каким образом предприятия ОПК, которых более шести десятков, участвуют в ее выполнении?

Научная организация отрасли это, с одной стороны, вопрос сочетания и преемственности опыта российской радиоэлектронной школы и современных достижений в сфере высоких технологий, с другой — работа в кооперации с научными организациями, объединение исследовательского и технического опыта. Мы можем помочь науке в практической реализации каких-то идей и разработок. В свою очередь, поддержка науки так же может быть полезна нашим НИИ и предприятиям.

В ряде разработок мы сотрудничаем с ведущими вузами страны. Например, совместно с МГТУ им. Баумана мы реализуем проект «Уникум» — разрабатываем систему интеллектуального управления группой роботов. Эта система наделяет машины почти человеческими качествами — они получают способность без участия оператора взаимодействовать между собой, сообща решать различные задачи, как гражданские, так и военные. Еще один проект в области искусственного интеллекта мы ведем совместно с компанией «Авикомп Сервисез» — разработчиком систем интеллектуального анализа данных. Речь, в частности, о системе, которая учит компьютер понимать семантику текстов и выдавать аналитику на основе больших объемов информации. Сейчас мы проводим эксперимент с участием более 30 российских компаний, образовательных и научных организаций которые получили доступ к этой уникальной системе и имеют возможность внести свою лепту в развитие технологий искусственного интеллекта.

В корпорации сформирован научно-технический совет, который занимается вопросами научного развития приборостроительной отрасли, сотрудничества с научными организациями, проблемой подготовки кадров, развития фундаментальных и прикладных исследований и технологических разработок. В компетенции НТС — научно-технические экспертизы, программы и планы развития науки и технологий, фундаментальных и прикладных исследований. На его базе ведется рассмотрение предложений по совершенствованию стендовой и полигонной базы, готовятся доклады, аналитические обзоры и других материалов по научно-техническим вопросам в области обороны страны.

Одно из направлений работы НТС — организация и проведение научно-технических конференций. На базе нашего НПП «Радиосвязь» в Красноярске мы организуем ежегодную конференцию «Системы связи и радионавигации». В прошлом году мы провели конференции «Инновационные технологии радиоэлектроники регионам России» и ежегодную научно-техническую конференцию на базе нашего концерна «Вега».

«ОПК» — корпорация молодая, нам чуть больше года, так что основная системная работа по научной организации в отрасли еще впереди.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru