Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4(18) за 2015 г.

Тема создания многофункционального, всепогодного, круглосуточного учебно-боевого самолета на базе спарки Су-25УБ существовала все время войсковой эксплуатации самолетов Су-25 и Су-25УБ. К моменту образования Научно-производственного концерна «Штурмовики Сухого» — к 1992 году уже была создана целая линейка двухместных самолетов на базе штурмовика Су-25. Это собственно учебно-боевой самолет Су-25УБ, предназначенный для обучения летного состава штурмовой авиации, учебно-тренировочный самолет Су-25УТ и самолет палубного базирования для обучения летчиков морской авиации Су-25УТГ. Небольшие доработки этих самолетов с целью придания им дополнительных функций, а также способности применения новых видов вооружения проводились в 90-х годах прошлого столетия.

С началом программы глубокой модернизации строевых самолетов Су-25 в вариант Су-25СМ возникла необходимость в учебном средстве для модернизированных самолетов. Вместе с тем, командованиями ВВС и ВМС РФ ставились задачи по внедрению новых современных видов вооружения, систем навигации, средств радиоэлектронной борьбы и разведки. Все это обусловило направление работы над двухместным учебно-боевым самолетом Су-25УБМ.

Концепция двухместного самолета-штурмовика определяет и основные задачи самолета Су-25УБМ:

  • Обнаружение и поражение днем и ночью малоразмерных наземных целей типа танк, БТР, БМП и пр. на поле боя, на марше и в районе сосредоточения.
  • Обнаружение и поражение подвижных групп на равнинах, в горах и в прибрежной полосе днем и ночью при получении предварительных координат от БПЛА, вертолетов и других источников через автоматизирован-ную систему «Бастион», связанную с единым центром управления.
  • Поиск, обнаружение и передача в единый центр управления информации с координатами цели и поражение данных целей типа БПЛА, вертолет и морских целей типа катер, эсминец.
  • Управление группой штурмовиков при выполнении ими боевых задач и передача информации в центр управления с результатами боевых работ.
  • Обнаружение и определение координат короткоработающих РЛС в системе ПВО противника и передача информации на борт ударной группы штурмовиков с целью уничтожения данных РЛС или их обхода.
  • Поражение наземных обзорных комплексов ПВО с предварительным уничтожением защищающих их станций среднего и ближнего уровня.
  • Уничтожение целей с заданными координатами в сложных метеоусловиях, днем и ночью, со средних и больших высот.
  • Обнаружение и определение координат визуально видимых и теплоконтрастных целей для передачи их в центр управления и поражения целей по решению командования.
  • Поражение целей: с пикирования (до 60о); с кабрирования; с горизонтального полета; с пространственного маневра, как управляемым, так и неуправляе-мым оружием (при этом точность применения неуправляемого оружия близка к точности применения управляемого).
  • Обучение летного состава, эксплуатирующего самолеты Су-25СМ боевому применению, технике пилотирования и самолетовождению круглосуточно в любых метеоусловиях.

Работы по созданию учебно-боевого двухместного самолета Су-25УБМ начались в 2001 году, фактически, параллельно с работами по строевому модернизированному самолету Су-25СМ. В декабре 2008 года на авиабазе в Кубинке был поднят в воздух первый модернизированный двухместный самолет Су-25УБМ-1. В период с 2009 по 2015 годы, по мере разработки и готовности к эксплуатации, на самолет было установлено современное бортовое радиоэлектронное оборудование, что дало возможность значительно расширить как его боевые, так и учебные возможности.

При сохранении основных достоинств базового самолета Су-25УБ, на самолете Су-25УБМ с «умным» бортовым оборудованием и современным информационно-управляющим полем кабины, дополнительно обеспечиваются:

  • Новые режимы боевого применения.
  • Активная защита самолета с применением комплекса РЭБ для поиска, подавления и поражения систем ПВО.
  • Расширение номенклатуры как неуправляемых, так и управляемых АСП с ТВ-, ТП-, лазерной, спутниковой и РЛ- системами наведения.
  • Автономность эксплуатации с проверкой работы бортовых систем встроенным контролем.
  • Повышение до 5 000 м высоты боевого применения.
  • Помехозащищенная открытая и закрытая связь.
  • Бомбовая нагрузка:
    • 6 т — предельная;
    • 4 т — максимальная;
    • 1 т — нормальная.
  • Упрощение действий летчика и повышение надежности работы силовой установки при пилотировании и боевом применении.
  • Круглосуточное боевое применение бортового оружия с точностями, близкими к точности применения управляемых видов АСП, с простых и сложных видов маневра.
  • Повышение точности навигации в автономном режиме в 6–7 раз, а с применением СНС — до 10–15 м.
  • Повышение эффективности поражения наземных и надводных целей в 2–3 раза.
  • Повышение в 2–2,5 раза эффективности поражения воздушных целей.
  • Применение разнотипных видов оружия в одной атаке.
  • Ресурс и срок службы самолета 5 000 летных часов и 50 лет.

Таким образом, боевая эффективность модернизированного двухместного самолета-штурмовика Су-25УБМ по отношению к базовому самолету повысилась более, чем в 2 раза. Кроме того, самолет Су-25УБМ по своим техническим и боевым характеристикам, и по критерию «эффективность — стоимость», значительно превосходит зарубежные аналоги.

Такое превосходство достигается в первую очередь установкой принципиально нового бортового оборудования, среди которого следует выделить следующие комплексы и системы:

  • Прицельно-навигационный комплекс;
  • Оптико-лазерно-тепло-телевизионная система;
  • Система спутниковой навигации с дифференциальным режимом;
  • Система аварийной сигнализации;
  • Универсальный бортовой регистратор;
  • Система управления оружием;
  • Усовершенствованная система контроля результатов боевых работ;
  • Усовершенствованная аппаратура регистрации параметров полета;
  • Комплекс средств связи;
  • Автоматический комплекс РЭБ;
  • Система опознавания.

Вновь установленное бортовое оборудование впервые обеспечивает самолету-штурмовику возможность обнаружения и распознавания целей в любое время суток, а также позволяет реализовать новые режимы боевого применения такие как:

  • Обзор, поиск, обнаружение, распознавание и сопровождение подвижных и неподвижных наземных и надводных целей (визуально видимых — днем, теплоконтрастных наземных, надводных и воздушных, включая малоскоростные — круглосуточно);
  • Круглосуточное боевое применение как управляемого, так и неуправляемого оружия;
  • Навигационное бомбометание по программным целям в любых метеоусловиях;
  • Атака 2 вида: УР+АБ, НРС+АБ, ВПУ+АБ;
  • Атака программных целей со сложного (пространственного) маневра.

Самолет Су-25УБМ оснащен усовершенствованной силовой установкой, которая состоит из двух бесфорсажных турбореактивных двигателей Р195 с увеличенной тягой — по 4 500 кгс каждый и пониженной ИК-заметностью (в 3 раза меньше по сравнению с базовой, а также новой системой энергообеспечения самолета (два генератора переменного тока ПГЛ-40СМ по 40 кВт каждый с фиксированной частотой 400Гц) и новой высокоэффективной противо-помпажной системой ЭСВС (электронная система вращающего срыва).

Еще одной отличительной особенностью самолета СУ-25УБМ является уникальная по своей эффективности система боевой живучести. Она обеспечивает практически 100%-ную защиту летчиков и всех жизненно важных систем самолета от оружия противника калибром до 30 мм, а также возврат самолета на аэродром базирования даже после попадания ракеты ПЗРК типа STINGER. Высокая боевая живучесть подтверждена результатами активного участия самолетов типа Су-25 в реальных боевых действиях в различных странах.

Являясь средством защиты и поддержки войск на сухопутном театре военных действий и в прибрежной зоне, одновременно обеспечивающим разведку и нанесение мощных ударов по противнику, модернизированный самолет-штурмовик Су-25УБМ остается таким же эффективным и необходимым для армии оружием, каким является автомат или граната для солдата.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru