Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 за 2012 г.

Открытое акционерное общество «Вертолеты России» было создано в 2006 году как специализированная управляющая компания нового промышленного вертолетостроительного объединения (холдинга). 100 % акций компании принадлежало ОАО «Оборонпром». Главными задачами объединения являлись удовлетворение государственных потребностей, спроса, как внутреннего, так и внешнего рынков, путем создания, производства, сбыта, модернизации, послепродажного обслуживания и интегрированной логистической поддержки вертолетной техники военного и гражданского назначения.

В объединение были интегрированы вертолетостроительные предприятия России: разработчики вертолетов и серийные изготовители вертолетной техники, а также предприятия, изготавливающие комплектующие изделия и предприятия, обеспечивающие послепродажную поддержку.

На сегодняшний день «Вертолеты России» объединяют предприятия, занимающиеся научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой (ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» и ОАО «Камов»); авиазаводы, являющиеся крупнейшими в мире серийными производителями вертолетной техники: ОАО «Казанский вертолётный завод» (в последнее время ОАО «Казанский вертолетный завод» занимается разработкой опытной вертолетной техники), ОАО «Росвертол», ОАО «У-УАЗ», ОАО ААК «Прогресс», ОАО «КумАПП»; предприятия, занимающиеся производством комплектующих частей: ОАО «СМПП» и ОАО «Редуктор — ПМ», а также компании сервисного обслуживания ОАО «ВСК» и ОАО «НАРЗ». Кроме того, компания имеет представительство во Вьетнаме, которое было открыто 17 августа 2011 года.

В 2008 и 2009 годах ОАО «Вертолеты России» приняло на себя обязательства управляющей организации, которая осуществляла функции по управлению текущей деятельностью ряда вертолетостроительных предприятий.

В 2010 году в уставный капитал Общества для создания вертолетостроительного холдинга был внесен пакет акций вертолетостроительных предприятий, ранее принадлежащих ОАО «ОПК «­ОБОРОНПРОМ». В этом новом объединении из управляющей компании «Вертолеты России» преобразовались в головную компанию с целью развития конкурентоспособной, высокоэффективной, саморазвивающейся и рентабельной вертолетостроительной отрасли авиационной промышленности Российской Федерации и завоевания ведущих позиций на мировом вертолетном рынке.

Акционеры, органы управления и аффилированные организации

Согласно официальному ежеквартальному отчету ОАО «Вертолеты России» одним из акционеров Общества является ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», которому принадлежит 98,5% акций предприятия. Уставной капитал акционерного общества составляет 94 994 тысяч рублей.

Органами управления акционерного общества являются общее собрание акционеров, Совет директоров и единоличный исполнительный орган акционерного общества. Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью ОАО «Вертолеты России», за исключением решения вопросов, отнесенных федеральными законами и Уставом к компетенции общего собрания акционеров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом ОАО «Вертолеты России». Единоличный исполнительный орган общества подотчетен совету директоров холдинга и общему собранию акционеров общества. Единоличный исполнительный орган общества образуется по решению совета директоров ОАО «Вертолеты России» сроком на три года.

В состав совета директоров входят Колодяжный Дмитрий Юрьевич, Михеев Александр Александрович, Леликов Дмитрий Юрьевич, Петров Дмитрий Евгеньевич, Реус Андрей Георгиевич, Осин Павел Михайлович, Кхемка Шив Викрам, Беша Жан-Поль и Пикар Жан-Лу.

Единоличным исполнительным органом Общества является Генеральный директор Петров Дмитрий Евгеньевич. Имеет высшее образование, в 1989 году окончил Военный инженерный Краснознаменный институт имени А.Ф. Можайского по специальности «Радиоэлектронные средства». В течение последних пяти лет работал на руководящих должностях в следующих компаниях: ООО «Нефтегазовая компания «ИТЕРА» (Начальник административного управления ), Открытое Акционерное Общество «Сатурн Газовые турбины» (член Совета директоров), Открытое Акционерное Общество «Управляющая компания «Пермский моторостроительный комплекс» (член Совета директоров), Открытое Акционерное Общество «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (член Совета директоров) и другие.

Помимо указанных выше ведущих предприятий вертолетостроительной техники, в холдинг входят:

  • ООО «Вертолетные системы» — инвестиционная деятельность, доверительное управление ценными бумагами;
  • ООО «Обслуживающая компания ЛИК» — организация и проведение работ по эксплуатации и обслуживанию инфраструктуры вертолетных предприятий;
  • ООО «Международные вертолетные программы» — разработка и анализ инвестиционных проектов, проведение маркетинговых исследований, обеспечение выполнения НИОКР, организация работ по международным проектам;
  • Integrated Helicopter Services Private Limited — продажа вертолетов, запасных частей и комплектующих для вертолетов, обслуживание и ремонт вертолетов. Осуществление деятельности по продаже вертолетов, запасных частей и комплектующих для вертолетов, организация обслуживания и ремонта российских вертолетов в Индии;
  • International Rotor Craft Services FZC — обслуживание и ремонт вертолетов. Техническое обслуживание, ремонт, оказание иных видов сервисных услуг по обслуживанию вертолетной техники российского производства в Объединенных арабских эмиратах;
  • ООО «Центр закупок и логистики» — осуществление централизованных закупок и поставок сырья, материалов и комплектующих для производства вертолетной техники.
Продукция компании

ОАО «Вертолеты России» является одним из лидеров мирового вертолетостроения, и единственным разработчиком и производителем вертолетов в России. Кроме того, эта компания является одной из немногих в мире, обладающей возможностями для проектирования, производства, испытания и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов.

Доля продукции компании на рынках:

Россия и СНГ — 51% Азия — 27%,

Африка — 15%, Европа 4%.

Доля продукции компании по типам вертолетов

Ми-8.17 гражданские — 51%,

Ми-8.17 военные — 22%,

Ми 24\35 — 8%, Ка-52 — 5%,

Ми28 — 5%.

В мире существует около 150 производителей вертолетной техники, но около 85% всего производства приходится на шесть крупнейших мировых компаний: «Вертолеты России», Bell Helicopter, Sikorsky, Eurocopter, Boeing и AgustaWestland.

Сегодня в более чем 100 странах мира используется около девяти тысяч российских вертолетов, что составляет около 14% мирового вертолетного парка. «Вертолеты России» является абсолютным лидером вертолетостроительной отрасли в России и других странах СНГ с долей рынка более 85%. Кроме того, компания является одной из ведущих производителей вертолетной техники на ключевых развивающихся рынках Китая и Индии. В 2010 году холдинг активно развивал свое присутствие на рынке Бразилии. Уже несколько лет подряд «Вертолеты России» входят в тройку мировых лидеров по объемам продаж вертолетной техники. Холдинг традиционно занимает ведущие позиции в производстве многофункциональных, ударных, среднетяжелых и сверхтяжелых вертолетов.

Необходимо отметить, что государство оказывало и продолжает оказывать поддержку ключевых проектов холдинга, направленных на расширение и модернизацию модельного ряда, что дает возможность наилучшим образом отвечать требованиям заказчиков. За последние несколько лет усилия специалистов предприятия были сосредоточены на таких проектах как Ми-38, Ка-226Т, Ми-34С1 и Ка-62.

Ка-226Т, легкий многоцелевой вертолет, успешно прошел несколько этапов тендерных испытаний в Индии. Свой первый дальний полет совершил средний многоцелевой вертолет Ми-38. Новый средний многоцелевой вертолет Ка-62 прошел заключительную стадию опытно-конструкторских работ. Ми-34С1, легкий вертолет, который может использоваться как учебный, имеет все шансы стать популярным в частной авиации. 15 августа 2011 года в подмосковном Томилино над территорией Научно-технического центра холдинга «Вертолеты России» Ми-34С1 совершил свой первый публичный полет. Как подчеркивают в холдинге, серийное производство нового вертолета начнется в 2012 году. По оценке разработчиков, легкий вертолет Ми-34С1 — глубокая модернизация уже состоявшегося вертолета Ми-34С. Изменения коснулись обводов, формы остекления, системы управления, внедрения гидросистемы, нового двигателя. Нововведения и доработки придали этой уникальной машине коммерческую привлекательность.

По итогам 2011 года компания «Вертолеты России» укрепила свои позиции на внутреннем рынке, который имеет первостепенное значение, и не только сохранила, но и укрепило лидерство на ключевых быстрорастущих внешних рынках Китая, Индии и Латинской Америки. Кроме того, компании удалось увеличить присутствие на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке и на развитых рынках Европы.

Производитель Легкие Средние Среднетяжелые (гражданские) Среднетяжелые (военные) Тяжелые Сверх-тяжелые Ударные Специального назначения
Вертолеты России Ансат, Ми-34С1, Ка-226Т Ка-62 Ми-8/17, Ка-32 Ми-8/17, Ka-29 Ми-38 Ми-26 Ka-52, Ми-28Н, Ми-35М Ka-27, Ka-28,Ka-31
Bell 206L-4, 429, 407 412 UH-1Y AH-1Z OH-58D
Eurocopter EC135, Ecureuil, EC120 EC175 EC225 NH90, EC725 Tiger
Sikorsky Dauphin S-300, S-333, S-434 S-76C++, S-76D S-92 UH-60, H-92 CH-53K MH-60, S-70
AgustaWestland AW109, AW119, AW149 AW139, AW139M AW101 ICF-47F T129, AH MK1 AW159, AW101
Стратегия, цели и задачи компании

Стратегия компании «Вертолеты России» направлена на расширение доли как на российском, так и на мировом рынках, дальнейшую реализацию научно-исследовательского и конструкторского потенциала, повышение эффективности деятельности холдинга, а также развитие новых направлений, которые станут дополнительными источниками дохода.

В рамках стратегии выделено несколько целей:

1) Расширение доли Холдинга «Вертолеты России» на российском и мировом рынках. За последнее время Холдинг активно взаимодействует с Министерством обороны РФ в рамках государственного оборонного заказа (в следующие 10 лет военное ведомство планирует закупить более 1 000 вертолетов). Продукция компании постоянно участвует в международных тендерах. Так в 2010 году вертолет Ми-171А1 победил в тендере бразильской компании Petrobras. Вертолеты семейства Ми и Ка также участвовали и продолжают участвовать в нескольких тендерах в Индии. Многоцелевой вертолет Ка-226 и сверхтяжелый вертолет Ми-26 имеют серьезные шансы на успех. В то же время в октябре прошлого года стало известно, что Ми-28НЭ «Ночной охотник» уступил в конкурентной борьбе американскому ударному вертолету AH-64D «Апач».

2) Стабильное развитие. К серийному производству был подготовлен средний многоцелевой вертолет Ми-38. В конце 2010 года пресс-служба ОАО «Казанский вертолетный завод» распространила информацию о том, что сертификация и организация серийного производства нового среднего вертолета Ми-38 запланированы на 2015 год. Сегодня на КВЗ находится третий опытный образец Ми-38 с новыми российскими двигателями ТВ7-117В (на два предыдущих прототипа установлены двигатели канадского производства). Премьерный полет третьего образца запланирован на первое полугодие 2012 года.

Также с 2015 года планируется начать серийное производство средних многоцелевых вертолеты Ка-60 "Касатка«/Ка-62. Подготовка серийного производства Ка-60 начата на заводе в подмосковном городе Луховицы. По предварительным оценкам, потребность в таких вертолетах в настоящее время только в Российской армии составляет до 350 машин, и перспективы этого вертолета оцениваются очень хорошо. Серийное производство Ка-62 запланировано развернуть на Упан-Удэнском авиационном заводе в кооперации с Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс».

На международном авиа-космическом салоне в подмосковном городе Жуковский МАКС-2011 был представлен первый летный образец Ми-34С1. Серийное производство данного вертолета должно начаться уже в этом году.

Серийное производство Ка-226 уже развернуто на Оренбургском ПО «Стрела» и Кумертауском авиационном производственном предприятии. Построено уже более десяти вертолетов.

В июне 2010 года было организовано совместное российско-итальянское вертолётное сборочное производство на базе мощностей в подмосковном Томилино. Созданное на паритетных началах между ОАО «Вертолёты России» и AgustaWestland (дочерняя структура итальянского концерна Finmeccanica) совместное предприятие HELIVERT будет выпускать в России гражданский средний двухдвигательный вертолёт AW139. Ожидаемая максимальная мощность производства составит не менее 20 вертолётов в год, причем увеличение объемов будет происходить поэтапно, начиная с 5 единиц в 2011 году до 20 в 2015.

3) Повышение эффективности операций. На базе всемирно известных конструкторских бюро Миля и Камова был создан единый научно-исследовательский и опытно-конструкторский центр. Также была внедрена технология бережливого производства: пилотные проекты на «МВЗ им. М.Л. Миля», «Казанском вертолетном заводе» и предприятии «Редуктор-ПМ». В последнее время в рамках холдинга используется единая система управления проектами.

4) Развитие новых направлений, которые станут дополнительными источниками дохода. Для выполнения этой цели в Индии был открыт сервисный центр по обслуживанию гражданских вертолетов российского производства. В процессе создания находятся центры для обслуживания вертолетов российского производства в Китае, в ОАЭ, а также сервисно-технические центры по обслуживанию вертолетов Ми-171А1 и средних многоцелевых вертолетов Ка-32А11ВС в Бразилии.

Рынки сбыта продукции и участие в специализированных выставках

Сегодня вертолеты состоят на вооружении большинства стран мира. В ближайшее время военное руководство стран будет придерживаться политики активного использования много функциональных моделей в транспортных и боевых целях, а также обновления существующего парка и более широкого использования вертолетной техники в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в контексте общей геополитической нестабильности.

Говоря о Азиатско-Тихоокеанском регионе, стоит немного подробнее осветить ситуацию, сложившуюся на китайском и индийском рынках. Сегодня в Китае пока не развита вертолетостроительная индустрия. В этой связи аналитики прогнозируют существенный рост спроса на этом рынке, до 10% в год. Ожидается, что спрос на индийском рынке будет расти примерно на 6% в года за счет вертолетов среднего и тяжелого сегментов. Данное развитие будет обеспечено потребностями индийской армии, которой необходима замена стареющей вертолетной техники.

Также стоит отметить позитивные изменения на бразильском рынке, который в настоящее время уже является одним из крупнейших рынков гражданских вертолетов в мире. Сегодня там доминируют вертолеты сверхлегкого сегмента, однако с развитием нефтегазовой отрасли ожидается увеличение спроса на средние и тяжелые вертолеты. Повышению спроса также будет способствовать освоение бассейна реки Амазонки: отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры и жесткие нормы экологического законодательства делают вертолеты наиболее очевидным выбором.

В ближайшей перспективе рост спроса на российском вертолетном рынке будет обусловлен реализацией масштабной программы закупок в рамках Государственной Программы Вооружений (более 1 000 вертолетов до 2020 года), плановым обновлением парка, а также увеличением объемов коммерческого использования вертолетов для проведения работ по нефтегазовой геологоразведке и обеспечения транспортной доступности удаленных регионов. Кроме того, вертолеты будут активно использоваться в крупных инфраструктурных проектах.

За последние несколько лет, компания «Вертолеты России» поставила вертолетную технику, как военного назначения, так и гражданского, в следующие страны:

2008 год: Азербайджан, Венесуэла, Индонезия, Иран, Испания, Канада, Китай, Монголия, Нигерия, Никарагуа, ОАЭ, Пакистан, Словакия, Судан, Хорватия;

2009 год: Азербайджан, Бразилия, Венесуэла, Египет, Иран, Казахстан, Китай, Колумбия, Мексика, США, Туркменистан, Уганда, Эквадор;

2010 год: Азербайджан, Венесуэла, Египет, Иран, Колумбия, Польша, Таиланд, Туркменистан, Эфиопия;

В 2011 году география поставок была в некоторой степени расширена за счет привлечения новых контрагентов в странах Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии.

В частности в конце ноября 2011 года Пентагон одобрил поставку в Афганистан российских вертолетов. Контракт афганской армии предусматривает поставку 21 российского вертолета, которая завершится в этом году. По некоторым данным, полученным из открытых источников, сумма контракта составляет $350 млн.

22 декабря 2011 года стало известно, что Мексика закупила в России три многоцелевых военно-транспортных вертолета МИ-17В-5. В течение 2012 года машины Казанского вертолетного завода должны быть поставлены в эту латиноамериканскую страну согласно подписанному контракту. Вертолеты приобретены по системе лизинга через мексиканский Banco Nacional de Obras y Servicios Publicos (Banobras) министерством военно-морского флота.

Продолжалась поставка российских вертолетов Ми-17 в Индию (окончание намечено на 2013 год). Всего планируется поставить 80 военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5.

В ближайшие четыре года Россия сможет занять четвертое место в мире по объему продаж противолодочных и морских патрульных вертолетов, чему также будет способствовать расширение рынков сбыта. Ожидается, что мировой объем продаж противолодочных и морских патрульных вертолетов в 2011–2014 годах составит около 8,4 миллиарда долларов США.

Риски

Аналитики и специалисты называют вероятные риски, с которыми может столкнуться вертолетостроительная отрасль России:

  • ухудшение ситуации в отрасли, экономической ситуации по стране в целом (ухудшение инвестиционного климата в России: инфляция, изменение налогообложения, изменение валютного курса);
  • изменение процентных ставок (рост себестоимости продукции, банковские риски, повышение цен на основные виды топлива и электроэнергии, повышение цен на основное сырье и материалы, повышение цен на перевозку и страхование грузов транспортными и страховыми компаниями);
  • снижение государственной поддержки (недостаток финансирования программ и разработок федеральным бюджетом и сторонними инвесторами);
  • снижение спроса на услуги компании и продукцию предприятий холдинга (конкуренция, моральное старение продукции, снижение качества продукции);
  • политические решения, в том числе связанные с экспортом продукции (возможные протекционистские меры, как со стороны правительств стран, в которых эксплуатируется продукция холдинга, так и правительств других стран, входящих в различные военные блоки), запретные меры правительства РФ (возможное ухудшение дипломатических отношений со странами, в которых эксплуатируется продукция холдинга, а также возможное ухудшение дипломатических отношений со странами, в которые планировалась поставка продукции компании).

С целью недопущения ухудшения состояния в отечественном вертолетостроении, руководство компании намерено развивать отрасль в целом и предприятия холдинга в частности, заключить новые контракты на поставку вертолетной техники, освоить новые направления и рынки для сбыта продукции, снизить процентные ставки по кредитам, а также снизить налоговое бремя и заручиться поддержкой государства.

Конкуренты и факторы конкурентоспособности

Одним из возможных конкурентов ОАО «Вертолеты России» на отечественном рынке в области военных вертолетов является компания Eurocopter. Это обстоятельство особо актуально сегодня, учитывая многочисленные комментарии руководства Министерства обороны и Генерального штаба ВС РФ в отношении возможности закупки иностранной военной техники. Что касается конкурентов на российском рынке в области гражданских вертолетов, то здесь необходимо выделить такие иностранные компании как Eurocopter, Robinson Helicopters, Bell Helicopter Textron, AgustaWestland.

Что касается конкурентов отечественной вертолетной техники на зарубежных рынках, то среди них необходимо выделить:

Военные вертолеты: Sikorsky, консорциум NH Industries, вертолетное подразделение Boeing, Eurocopter, Bell Helicopter Textron, AgustaWestland

Гражданские вертолеты: Eurocopter, AgustaWestland, Sikorsky, Bell Helicopter Textron, Robinson Helicopters

Среди основных факторов конкурентоспособности ОАО «Вертолеты России» можно выделить следующие: объединение всех отечественных разработчиков и производителей вертолетной техники в рамках структуры холдинга, значительное проникновение на мировой рынок вертолетной техники, практически монопольное положение холдинга на российском рынке военной вертолетной техники, сохраняющееся ценовое преимущество продукции акционерного общества по сравнению с продукцией основных конкурентов, сильные позиции компании «Вертолеты России» в наиболее прибыльных сегментах вертолетного рынка (боевые вертолеты, средние многоцелевые и сверхтяжелые вертолеты), а также наличие конкурентоспособной продукции в этих сегментах и ведущиеся НИОКР по ее совершенствованию.

Антон Чернов

Была осуществлена поставка Индии и Афганистану транспортных вертолетов Ми-17В-5. Индии был передан 21 такой вертолет, Афганистану — девять. Еще 12 транспортных Ми-171 были переданы Ираку. Также российские вертолеты серии Ми-8/17 поставлялись в Азербайджан (не менее 15), Перу и Индонезию (по шесть), Таиланд, Бангладеш и Кению (по три), в Южный Судан, Эквадор, Аргентину и Польшу (по два). Помимо этого, 14 вертолетов Ми-171Е для неназванных заказчиков были проданы через британскую брокерскую компанию Exclusive Aircraft20.

Боевые вертолеты семейства Ми-24/35 поставлялись в 2011 году в Азербайджан (четыре Ми-35М), в Бразилию (шесть Ми-35М) и Перу (два Ми-35П). В Мьянму было поставлено еще четыре отремонтированных Ми-35П со складов Вооруженных сил РФ.

В 2011 году был завершен контракт с Китаем на поставку девяти вертолетов радиолокационного дозора Ка-31 стоимостью 135 миллионов долларов.

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru