Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3(11) за 2014 г.

Понятие «танковый биатлон» относительно новое, но уже уверенно вошедшее в практику боевой подготовки. Когда об этом нововведении появилась еще только предварительная информация, в профессиональной среде высказывались опасения, что подобное соревнование может выродиться в некое показательное выступление, внешне эффектное, но, в конечном итоге, не приносящее никакой практической пользы. Однако беспочвенность таких опасений обнаружилась практически сразу, уже в процессе подготовки к проведению первого «танкового биатлона». Продуманное включение соревнования в повседневную практику боевой учебы, применение в программе состязания стандартных элементов, отрабатываемых при обучении и подготовке механиков водителей, наводчиков операторов и командиров экипажей, а главное — соревновательный подход резко повысили эффективность занятий.

Соревнования по танковому биатлону приносят ощутимую пользу: во-первых, во время их проведения повышается общий уровень подготовки личного состава танковых подразделений, во-вторых, проверяется умение экипажей готовить технику и вооружение к боевому применению и, в-третьих, военнослужащие учатся эффективно использовать все возможности техники и вооружения в процессе их практического применения. Все это будет необходимо при выполнении личным составом реальных задач, а включение в процесс боевой учебы такого яркого и зрелищного события, несомненно, повышает общий престиж военной службы.

Кроме того, соревнования на военной технике с использованием штатного вооружения позволяют на практике определить соответствие характеристик боевых машин современным требованиям.

В прошлом году финал первого танкового биатлона состоялся в рамках всеармейских и международных соревнований на учебном полигоне прославленной Таманской мотострелковой дивизии Западного военного округа в Алабино. Биатлон успешно доказал своё право на существование.

Соревнования в текущем году проходят как конкурс профессионального мастерства среди экипажей танковых и механизированных частей последовательно на нескольких уровнях — бригады, армии, округа, и, наконец, на соревнованиях общероссийского и международного масштаба, которые вновь запланированы на подмосковном полигоне в Алабина. Отборочные соревнования, проводившиеся во всех соединениях, дают мощный стимул для повышения мастерства механиков водителей, наводчиков, командиров и экипажей в целом.

Третий, окружной этап, он же Чемпионат Центрального военного округа по танковому биатлону, проводился в ЦВО на 255м межвидовом полигоне у города Чебаркуль, Челябинской области с 1 по 7 июня. В нем приняли участие победители отборочных конкурсов в соединениях ЦВО, дислоцированных в Кемеровской, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областях. Соревновались команды, сформированные из четырех бригад: Юргинской мотострелковой, Тоцкой мотострелковой, Екатеринбургской мотострелковой и Чебаркульской танковой.

Общее руководство Чемпионатом ЦВО было возложено на Управление боевой подготовки ЦВО. Для подготовки и проведения соревнования был создан оргкомитет, который утвердил главного судью — полковник Арамиля Гилязова и судейскую комиссию, в которую вошли представители соединений участников чемпионата округа.

Начальник Управления боевой подготовки ЦВО генерал-майор Владимир Ашиток так охарактеризовал особенности соревнования этого года: «Танковый биатлон — это конкурс, соревнование, состоящее из нескольких этапов. В этом году командиры соединений и подразделений больше внимания уделили проведению конкурса на первых двух этапах. Показанные результаты оказались лучше, хотя, конечно, и сейчас имеются замечания по подготовке некоторых экипажей. Вновь на окружном полигоне подготовлена трасса, построены некоторые сооружения, каждое препятствие восстановлено. На этапе бригадных тренировок трасса была проверена. Тщательно подготовили судейство и технику, чтобы не могло возникнуть никаких сомнений в объективности результата».

Заместитель начальника управления полковник Рамиль Гилязов в свою очередь подтвердил информацию о длительной и тщательной подготовке в подразделениях ЦВО: «Начиная с декабря, экипажи знали о будущих соревнованиях и на занятиях и определяли лучших. На армейском этапе были отобраны лучшие, которые участвуют сейчас в окружных соревнованиях».

Программа танкового биатлона этого года состояла из индивидуальных гонок, эстафеты (соревнований взводов) и спортивного этапа. Порядок старта экипажей и номер маршрута определялись жеребьевкой. Заезды проводились по четырем параллельным маршрутам, каждый из которых был обозначен определённым цветом — красным, желтым, синим и зеленым. Флаги этих же цветов были укреплены на боевых машинах. Большой размер полотнищ позволял разглядеть их издалека.

Соревнования в этом году проводились среди как танковых, так и мотострелковых подразделений, потом к ним привлекались экипажи не только танков Т72, но и БМП2. Заезды техники проходили в разные дни. На соревнования были приглашены по четыре экипажа от каждого соединения (три основных, которые участвовали в соревнованиях, и один запасной). Разумеется, перед соревнованиями на маршруте были проведены тренировки без стрельбы, а вооружение боевых машин приведено к нормальному бою согласно нормативам. Особое внимание уделено требованиям безопасности при погрузке и использовании боеприпасов. Нарушителей обещали снимать с дистанции, но это и не потребовалось.

Для соревнований на полигоне был проложен маршрут протяженностью7 км, на котором оборудованы рубежи старта (со стартовой площадкой и площадкой ожидания) и финиша; имелся скоростной участок протяженностью 1км и несколько препятствий. Среди них: брод, макет колейного моста, участок заграждения и маневрирования, курган, эскарп, противотанковый ров, «гребенка», колейный проход в минновзрывном заграждении и два косогора. По сравнению с прошлым годом появилось новое препятствие — «елочка», состоящее из 20 бетонных столбов, уложенных на 20метровой дистанции. Такие препятствия характерны для боев в населенных пунктах, на улицах города или при преодолении разрушенных железнодорожных путей. В индивидуальной гонке каждый танк должен был пройти по трассе три круга, стартуя по очереди с интервалом в 60 секунд

Для стрельбы предусматривалось два участка. Боеприпасы загружались только во время стрельбы. На рубежах стрельбы имелись: исходный рубеж, стеллаж для боеприпасов, рубеж открытия огня, и оборудованное мишенное поле

Цели для поражения экипажами представляли собой: на первом рубеже — танк (мишень № 12) на дальностях1800 м, 1700 м, 1600 м (3 снаряда); на втором рубеже — вертолет (мишень № 25)на дальности 900 м для стрельбы из зенитного пулемета НСВТ (20 патронов, 5запасных) и, наконец, противотанковый гранатомёт (мишень № 9) на дальностях600 м, 700 м, 800 м для стрельбы из спаренного пулемета ПКТ (15 патронов)

Мишени, выкрашенные в цвета танка, для которого они предназначены, поднимались на 2 минуты, за которые экипажу было необходимо поразить цель. В случае промаха экипажу назначался штрафной круг — 500 м. При прохождении препятствий погрешности на дистанции наказывались дополнительным штрафным временем, добавляемым к основному результату. От 10 до 60 секунд добавлялось за различные нарушения, такие как задетые или сбитые столбики, движение с остановкой или без снижения скорости на разных препятствиях, сваливание или движение в обход. Требование соблюдения скоростного режима на препятствиях было отнюдь не лишним: реальность «зачерпывания» стволом земли при проходе противотанкового рва на повышенной скорости была «успешно» доказана одним из экипажей

Методика прохождения трассы вовремя эстафетных, или иначе взводных соревнований, немного отличалась, но в целом была той же. Изменен порядок прохождения трассы, исключалась стрельба из ПКТ, зато добавлено преодоление «огневого вала»

«На этапе эстафеты экипажи стартуют без 60секундного перерыва. На огневых рубежах танки поражают различные цели, в том числе вертолеты. Эстафета проходит без пауз, которые мы делали в индивидуальной гонке…Основная задача эстафеты — не просто выявить лучшие экипажи, а проверить работу военной техники в экстремальных условиях. Маршруты проложены таким образом, что техника работает на пределах своих возможностей. В индивидуальных гонках, которые прошли накануне, военная техника работала без сбоев», — так охарактеризовал соревнования на этапе эстафеты главный судья соревнований полковник Рамиль Гилязов

Танковый биатлон зарегистрирован как военноприкладной вид спорта, так что происходившее на полигоне являлось одновременно и конкурсом профессионального мастерства, и спортивным соревнованием. Были здесь и свои болельщики, которые активно поддерживали участников, поднимали вверх специально заготовленные плакаты. Конечно, экипажам на боевом поле было не до наглядной агитации, но осознание того, что за ними наблюдают и за них болеют, воодушевляло их

Как и в других, технически сложных видах спорта, успеха в танковом биатлоне можно достичь только в результате совместных усилий. Особую роль слаженности экипажа в коллективных действиях, в обеспечении безотказной работы техники подчеркивали все участники соревнований и в интервью многочисленным корреспондентам, и в простом общении.

«В отличие от обычного биатлона, результат в котором достигается за счет спортивной подготовки биатлониста, мы побеждаем за счет слаженной работы всего экипажа. Слаженность — это главное. Слушаем командира — и всё получается», — считает наводчик орудия танка Чебаркульской бригады Егор Горнаулов. Он же отметил: «Во многом наша победа зависит и от технического состояния боевых машин. Пока танки нас не подводили»

На всех препятствиях и рубежах присутствовали судейские команды, которые контролировали чистоту прохождения препятствий, выполнение правил, а также точность поражения целей с помощью оптики и видеооборудования. На мишенях дополнительно были установлены инфракрасные датчики.

В качестве дополнительного средства контроля движения и стрельбы боевых машин на трассе во время индивидуальных гонок и эстафеты был применён БЛА малой дальности «Застава» (лицензионная сборка израильского IAI Bird Eye 400). Аппарат впечатлил легкостью развертывания (из трех рюкзаков), простотой запуска и управления. БЛА «Застава» обслуживается одним оператором, запускается с резинового амортизатора, спуск — на парашюте. Компактный пункт управления, состоящий из антенного поста и одного небольшого пульта, может быть развернут буквально на любом «пятачке», не требуя громоздких средств обслуживания. Работу БЛА в небе не видно, зато пилотирующий его оператор, дистанционно поворачивая на аппарате видеокамеру и изменяя фокус, может как обозревать круговую панораму полигона, так рассматривать детали конкретного танка

Следует отметить, что программа биатлона включала в себя не только заезды техники и стрельбу из штатного вооружения. При оценке подготовки и слаженности работы экипажей учитывались также баллы, выставляемые танкистам за индивидуальные упражнения и в составе экипажа. Спортивный этап оказал значительное влияние на общие итоги соревнований. На этом этапе каждый член экипажа должен был показать себя в отжимании, беге, силовых упражнениях, а в коллективных состязаниях на полосе препятствий экипажи должны были преодолеть лабиринт, стенку, разрушенную лестницу, ров с водой, колодец с ходом сообщения. Здесь наиболее сложными были, пожалуй, бег с патронными ящиками по 24 кг и переползание с этими же ящиками, а также — движение по 30метровому «рукоходу» и метание гранаты. «Спортивный этап составлен из препятствий, которые танкисты могут встретить в реальном бою. Без хорошей физической формы им просто не выдержать нагрузок. Поэтому спортивный этап — один из важнейших», — подчеркнул помощник командующего войсками ЦВО по физической подготовке подполковник Владимир Неваев

Программа соревнований экипажейБМП2 была аналогичной, с той лишь разницей, что спортивная часть предшествовала работе на полигоне, а не наоборот, как у танкистов

В сходстве и различиях между обычным биатлоном и танковым смогла лично убедиться двукратная олимпийская чемпионка, пятикратная чемпионка мира по биатлону Светлана Ишмуратова. «Журналисты меня всегда спрашивали после биатлонных гонок, как мне так удаётся сначала пробежать дистанцию, а затем безукоризненно преодолеть огневой этап гонки. Тогда я не знала что ответить На БМП я проехала по скоростному участку биатлонной трассы. При этом мы преодолевали различные препятствия. Очень сильно трясло. Я спросила ребят, как после такой тряски они стреляют по мишеням. И вдруг поняла, что сама выступила в роли тех журналистов, которые когда-то спрашивали меня об этом», — признала сложность работы экипажей боевых машин во время соревнований прославленная российская спортсменка. Символично, что именно заслуженная биатлонистка вручала от имени командования призы лучшим танкистам

На любых соревнованиях, помимо побед участников, судейская коллегия фиксирует и рекорды. При подведении итогов биатлона было особо отмечено достижение одного из экипажей Юргинской мотострелковой бригады. Танкисты установили рекорд трассы Чебаркульского полигона, пройдя на своей боевой машине дистанцию протяженностью более четырех километров со стрельбой и препятствиями менее чем за 43 минуты. Как отметил главный судья Рамиль Гилязов, именно в этом, последнем заезде эстафеты, проведенной 4 июля, старший механик водитель компенсировал скоростью своей машины на трассе один промах по цели и в результате переместил свой взвод со второго места на первое

По итогам соревнований Юргинская мотострелковая бригада одержала общую победу в первенстве Центрального военного округа по танковому биатлону. Первое место занял танковый взвод Юргинской мотострелковой бригады (командир — лейтенант Альберт Нуруллин), второе место — танковый взвод Чебаркульской танковой бригады (командир — лейтенант Владимир Гаврилов). Среди танковых экипажей первенствовал третий экипаж сержанта Михаила Зуева из Юргинской бригады. Среди экипажей БМП2 победу завоевал второй экипаж младшего сержанта Сулаймона Пулотова из Екатенбургской мотострелковой, а среди мотострелковых взводов победа досталась взводу из Тоцкой мотострелковой бригады. Таким образом, каждое из соединений, участвовавших в этих соревнованиях, одержало свою победу

Танкисты из Сибири опередили танкистов из Чебаркуля, лидеров после индивидуальных соревнований и прошлогодних чемпионов округа за счету спеха на двух последних этапах соревнований — эстафете и спортивном состязании

В танковой эстафете, по мнению судей, экипажи стреляли лучше, чем ранее, в индивидуальной гонке. Один из экипажей Екатеринбургской бригады поразил все три мишени, минимальный результат — одно попадание у экипажа из той же бригады. У большинства экипажей по два попадания. Отмечена хорошая выучка механиков водителей, подготовка наводчиков орудий также в основном оценена как хорошая. Тех, кто получил замечания как не попавшие во все три мишени и совершавшие штрафные круги, как обещано, наказывать не будут, но проведут подробный разбор ошибок

Похвалы за огневую выучку удостоилась Екатеринбургская бригада. Особо судьями была отмечена Юргинская бригада, неоднократно продемонстрировавшая высокую выучку. Неофициально высказывалось мнение, что танковая бригада, конечно же, была обязана победить просто потому, что имеет три танковых батальона против одного у мотострелковой, то есть располагает возможностью отбора лучших экипажей из большего числа танкистов. Но не все решает математика. По словам главного судьи соревнований, полковника Рамиля Гилязова, бригада из Юрги заслуженно одержала победу в тяжелейшей борьбе. Поскольку и Юргинская мотострелковая и Чебаркульской танковая бригады прошли эти соревнования на очень высоком уровне, по решению судей, в ЦВО будет сформирован экипаж из лучших военнослужащих. Этот экипаж будет защищать честь военного округа на всероссийском этапе соревнований по танковому биатлону.

Отмечена особая роль командиров бригад как главных «тренеров» команд своих соединений. Четыре лучших танковых экипажа и четыре лучших экипажа БМП2 ЦВО после окружного этапа остались на полигоне и приступили к тренировкам, которые продлятся вплоть до выезда на всероссийский этап. Танкисты показали высокую огневую подготовку, но им еще есть над чем работать. Один, почти обязательный промах из трех выстрелов при стрельбе днём и при хорошей видимости — не тот результат, на котором можно успокоиться.

Нельзя также не учитывать тот факт, что участники, прошедшие все отборочные этапы до всероссийских соревнований, выступали на стандартных танках Т72Б, состоящих на вооружении в строевых частях.

Однако в Алабино их ждут модернизированные машиныТ72Б3, которые, помимо нового двигателя мощностью в 1130 л.с., имеют цифровую систему управления шасси с автоматизированным контролем работы силовой установки и трансмиссии, а также режим автоматического переключения передач. На этом танке смонтирована новая автоматизированная система прицеливания и управления огнем, применены усовершенствованные видео и смотровые устройства.

Право изучить новые танки заслужили победители отборочных соревнований, прошедших в соединениях и воинских частях ЦВО перед окружным этапом «танкового биатлона». Экипажи к началу июня завершили двухнедельную стажировку на Т72Б3на полигоне «Старатель» и технической базе ОАО «Уралвагонзавод».

«Машина стала удобней в обращении и использовании, точнее в управлении и ведении огня. Механики водители стали лучше справляться с преодолением препятствий», — так оценил новую версию Т72 командир взвода Чебаркульской танковой бригады старший лейтенант Артур Орлов.

Как подчеркнули специалисты автобронетанковой службы ЦВО, плотная работа строевых танкистов с конструкторами и испытателями новых боевых машин выходит за рамки стандартного обучения. Это должно сказаться на возможностях применения танка Т72Б3 в лучшую сторону, причем не только в соревнованиях по биатлону, но и на поле боя.

Как ранее сообщил заместитель начальника Главного управления боевой подготовки Минобороны России генерал-лейтенант Юрий Петров, всего ОАОУВЗ проводится модернизация 31 танка до версии Т72Б3, срок готовности всей партии и поставки в войска — июнь2014 года.

Кроме этого, на предприятии «Спецремонт» ремонтируются для поведения биатлона еще 22 танка Т72Б и 65 танковТ72Б1. Обещано, что после проведения соревнований все отремонтированные и модернизированные танки (118 машин) останутся в учебнобоевых группах танковых и мотострелковых подразделений соединений ЗВО.

Готовность трассы и всех объектов для всероссийского и международных этапов «танкового биатлона» на полигоне в Алабино была проверена во время проведения Всеармейского соревнования экипажей боевых машин Сухопутных войск, береговых войск ВМФ и Воздушно-десантных войск с 19 по 28 июня.

Затем полигон начнет готовиться непосредственно к биатлону, участие в котором предварительно подтвердили13 государств. Особенно интересно будет оценить уровень китайских танкистов, модернизация машин которых шла по тому же пути, что и российские. Насколько смогли опередить друг друга наши конструкторские школы, можно будет попытаться определить, хотя бы и косвенно. Китайцы обещали приехать со своей техникой. Заключительные этапы турнира пройдут с 4 по 16 августа.

Олег Желтоножко

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru