Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 за 2014 г.

Семейство Т-72 как предшественник единых унифицированных тяжелых платформ

Т-72 — самый легендарный танк, разработанный и производившейся после Второй мировой войны. Не зря же детище нижнетагильских оружейников занесено в Книгу рекордов Гиннеса как самый массовый танк современности. Появившийся поначалу в 1971 году как «объект 172М» и прошедший успешные испытания, которые проводились в самых жестких условиях, вскоре он получил привычное всем обозначение Т-72 и гордое имя «Урал».

Танкисты, которые испытывали, а позже стали эксплуатировать эту машину на постоянной основе и шли на ней в бой, полюбили ее за простоту, неприхотливость и фантастическую надежность (подробно боевое применение танков Т-72 рассмотрено в статье «Танки Т-72: не стареют броней ветераны», журнал «Арсенал Отечества», № 4-2013г.). Конечно, как у каждого танка, у «семьдесятдвойки» поначалу были некоторые «детские» болезни, но их излечивали в рекордно короткие сроки. ­Стоит отметить, что танки «Урал» буквально до недавнего времени продолжались эксплуатироваться в Российской армии в качестве учебных.

Танк «Урал» как унифицированное шасси

Не секрет, что одновременно с танком Т-72 в Советском Союзе выпускались аналогичные по предназначению, но конструктивно иные танки Т-64 и Т-80. Однако Советская армия испытывала объективную потребность в боевых и обеспечивающих машинах переднего края, выполненных на унифицированном шасси. Это обеспечивало соответствие единым принципам боевого применения, тактическим характеристикам и возможностям, единство всестороннего материально-технического обеспечения, упрощало процесс обучения, удешевляло эксплуатацию.

Еще в советское время в среде военачальников и военных ученых было выработано согласованное профессиональное мнение о необходимости создания «комплекса боевых машин эшелона передней линии» (формулировка Героя Советского Союза, маршала бронетанковых войск Лосика О.А., в 1969–1987 гг. начальника Военной академии БТВ, и генерал-майора Брилева О. Н., доктора технических наук, в 1974–1988 гг. начальника кафедры танков Военной академии БТВ). Очевидно, что в тот период единственной машиной, на базе которой можно было реально создать такой комплекс, был танк Т-72.

Как показала практика, из трех типов «основных» танков Советской армии только конструкция Т-72 позволила создать обширное семейство различных боевых и обеспечивающих машин на едином шасси, с использованием основных узлов и агрегатов танка.

Вместе с тем ни в советский период, ни в первое десятилетие существования новой Российской армии конструкторам не удалось в полной мере учесть пожелания сторонников создания комплекса боевых и обеспечивающих машин переднего края на унифицированном шасси. Были противники такого подхода среди военачальников, кроме того, производители других моделей танков также лоббировали свои интересы.

В итоге, как отметил в 2011 г. в беседе с главным редактором журнала «Арсенал Отечества» Виктором Мураховским начальник ГАБТУ ВС РФ генерал-лейтенант А.А. Шевченко, наши Вооруженные Силы к началу реформирования имели «разношерстный зоопарк» бронетанкового вооружения и техники — порядка 20 марок образцов в 55 различных модификациях. Руководство Министерства обороны РФ было вынуждено применить процедуру так называемой «принудительной унификации», фактически означающей, что в классе тяжелой бронетехники на вооружении остаются только машины семейства Т-72. Начальник ГАБТУ в том же интервью прямо заявил: «Танки семейства Т-72/Т-90 будут проходить капитальный ремонт с модернизацией и еще надолго останутся в боевом составе Вооруженных Сил. При этом объем необходимых модернизационных мероприятий мы будем определять по критерию «стоимость — эффективность».

Что касается наследников семейства «Урал», нового поколения бронетанкового вооружения и техники, то Александр Александрович Шевченко дал такое определение: «Система БТВТ и ВАТ опирается на единые унифицированные платформы в каждом классе машин, различаемых по категориям соответственно массе: тяжелая, средняя и легкая. Единая унифицированная платформа предполагает максимальную унификацию по шасси, модулям, агрегатам, узлам, интерфейсам внутри семейства машин одной категории. Но этого мало — мы выдвигаем требования унификации и между семействами различной категории. Такая унификация логично приводит к необходимости создания единых платформ, «борта с открытой архитектурой».

Таким образом, Российская армия в перспективе рассчитывает на новые единые унифицированные платформы и одновременно модернизирует парк Т-72/90. При этом большой потенциал в плане модернизации, приспособленность конструкции Т-72 к выполнению различных задач стали фундаментом дальнейшего развития семейства «Урал», в том числе в интересах иностранных заказчиков, которые эксплуатируют различные модификации Т-72.

Во втором десятилетии XXI века появляются новые модели боевых и обеспечивающих машин на шасси Т-72, отвечающие требованиям современного боя. Нержавеющая сталь «Урала» оставалась самой востребованной во всем мире на протяжении более 40 лет. Предлагаемые сегодня НПК «Уралвагонзавод» новые актуальные разработки в этой области расширяют горизонты военно-технического сотрудничества.

Модернизация основного танка Т-72

С самого начала серийного производства Т-72 непрерывно совершенствовался. Все делалось для того, чтобы танк соответствовал современным требованиям и был более технологичным в производстве. Для иностранных армий были созданы специальные экспортные варианты.

В 1976 году в Нижнем Тагиле начались работы над танком «Объект 176», который через три года поступил в войска под обозначением Т-72А. Самым радикальным отличием от предшественников стало появления квантового прицела-дальномера ТПД-К1, который существенно повысил возможность поражения цели. Кроме этого, была усиленна броневая защита. Немного позднее танки получили усовершенствованный стабилизатор вооружения и дымовые гранатометы.

С 1985 года на машинах стали устанавливать навесную динамическую защиту. Танки получили обозначение Т-72АВ.

В этом же году в серию был запущен в серию Т-72Б, на который установили комплекс управляемого вооружения «Свирь», двигатель В-84М мощностью 840 л.с., бронирование танка было существенно усилено.

Танк Т-72Б

В 1988 году танки получили динамическую защиту уже во встроенном исполнении, что существенно повысило защиту не только от кумулятивных, но и от подкалиберных боеприпасов.

Танк Т-72Б3

На базе Т-72Б был создан экспортный вариант Т-72С, который в 1990-е годы мог стать одним из самых продаваемых в мире танков. В ноябре 1991 г. было подписано соглашение о лицензионном производстве в Иране рекордного количества Т-72С — 1000 штук. Для этого должен был быть построен завод. Заинтересовались этим танком также в Сирии, Индии и Алжире.

Однако зарубежные конкуренты предприняли ряд энергичных мер, чтобы наметившиеся сделки не состоялись. Например, под нажимом американцев на тогдашнее руководство России по сути было сорвано лицензионное производство Т-72С в Иране. Из предполагаемой тысячи было собрано менее трети танков. Это негативно сказалось на имидже нашей страны как надежного торгового партнера.

В результате часть нераспроданных Т-72С даже поступила на вооружение Российской армии и приняла участие в юбилейном параде 1995 года.

В 1993 году в Российскую армию начали поступать танки Т-90, но работы над улучшением уже имеющихся в эксплуатации танков не прекращались. Так, с началом нового века на выставках вооружений в Нижнем Тагиле стали демонстрироваться новые, существенно модернизированные танки.

Например, на Т-72М1М были установлены комплекты динамической защиты нового поколения, которая могла эффективно противостоять так называемым тандемным кумулятивным боеприпасам.

Наводчик-оператор получил новый комбинированный прицел с оптическим, тепловизионным и лазерным каналом управления ракетой. Кроме того, старый прицел ТПДК-1 был оставлен в качестве дублера. В распоряжении командира появился дневно-ночной прибор ПНК-4М со стабилизированным полем зрения в вертикальной плоскости, который позволял ему не только осуществлять наблюдения и целеуказание, но и при необходимости брать управление вооружением на себя. Кроме этого, имелась возможность дистанционного наведения по воздушным и наземным целям крупнокалиберного пулемета «Корд».

На машине появилась полноценная система управления огнем с комплектом специальных датчиков условий стрельбы. Существенно доработан стабилизатор вооружения.

Характеристики подвижности были существенно улучшены за счет установки двигателя В-92С2 мощностью 1000 л.с.

Модернизированный танк получил новые средства связи и навигации.

Существенный прирост защищенности должен был также обеспечить комплекс активной защиты «Арена», который был испытан на Т-72.

Наработки, полученные на Т-72М1М, более полно были применены на еще более совершенной версии модернизированного танка Т-72Б2, который получил обозначение «Рогатка».

Его впервые продемонстрировали на выставке REA 2006 в Нижнем Тагиле. Кроме перечисленных выше нововведений, «Рогатка» была оснащена новой пушкой 2А46М5 с устройством учета теплового изгиба ствола, танковой информационно-управляющей системой, спутниковой навигацией, системой полуавтоматического переключение передач, вспомогательным энергоагрегатом и др.

Данная модификация, по некоторым данным, успешно прошла испытания, но Вооруженные Силы России в то время продолжили заказывать апгрейд «семьдесятдвойки» до уровня БА. Данные работы поначалу больше походили на капитальный ремонт, так как изменения были очень незначительными и внешне этот танк можно было отличить от более ранних только за счет появления новых гусеничных лент.

Т-72 в городе

С 2003 года на Т-72БА было введено унифицированное МТО с 1000-сильным дизелем В-92С2, аналогичное установкам МТО на танке Т-90А для оснащения подразделений Российской армии. Помимо двигателя установлена усиленная трансмиссия, алюминиевые радиаторы с повышенной теплоотдачей, улучшенная система воздухоочистки.

Были введены средства инфракрасной маскировки. Ходовая часть усовершенствована увеличением динамического хода катков.

Также применены новая система противопожарного оборудования, улучшенный комплекс средств связи. Механик-водитель получил ночной прибор ТВН-5, такой же, как на Т-90.

Правда, модернизация средств наб-людения и прицеливания была только до уровня самых последних версий выпускавшихся Т-72, производство которых было закончено еще в 1992 году. Основной недостаток Т-72БА — очень ограниченные возможности действовать ночью. По этому показателю Т-72БА сильно отстает от того же Т-90А с тепловизионнным прицелом «Эсса».

Это отставание было ликвидировано с начала поставок в конце 2011 года в бригады Российской армии модификации Т-72Б3.

Самым радикальным нововведением на танке стал один из лучших в мире многоканальный прицел «Сосна-У» с тепловизионным каналом. Теперь наводчик-оператор может поражать цели, в том числе управляемыми ракетами, в любое время суток, не обращая внимания на пыль, дымы и другие неблагоприятные условия. Прицел оснащен автоматом сопровождения цели, что существенно облегчает работу стреляющего.

Командир машины получил возможность дублирования работы наводчика-оператора, на имеющемся у него экране он принимает «картинку» с основного прицела. Обновлены также пушка, средства связи и другое оборудование.

В текущем году ожидается дальнейшее развитие Т-72Б3. Планируется установить панорамный прицел командира, аппаратуру программно-технического комплекса единой системы управления тактического звена, а также аппаратуру для управления дистанционным подрывом боеприпасов.

На X Международной выставке вооружений, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO 2013 впервые был продемонстрирован в действии вариант модернизированного танка Т-72, приспособленного для ведения боев в городе. Танк оборудован современной динамической защитой «Реликт», кроме того, дополнительную защиту передней части корпуса создает мощный бульдозерный отвал. Он предназначен для разбора завалов, баррикад и сталкивания с проходов поврежденной техники.

В настоящее время является актуальной защита танков от противотанковых средств, атакующих в бортовые проекции. Поэтому борта машины прикрыты комплектом модульных экранов динамической защиты. Они установлены как на корпусе, так и на башне. Задняя часть корпуса и башни также прикрыта специальными решетчатыми экранами.

Для защиты командира при работе с зенитным пулеметом разработана специальная противопульная кабина. Это очень актуальная мера, так как локальные конфликты последних лет продемонстрировали необходимость дополнительной защиты стрелка зенитного пулемета.

На модернизированном танке еще имеются средства подавления каналов радиоуправления самодельных взрывных устройств. Это позволит сберечь боевые машины, их экипажи в так называемой «фугасной войне».

Данная модернизация может производиться в местах эксплуатации военной техники, по сути, в любой точке мира.

Т-72 с Арена-Э

Также на выставке был представлен модернизируемый танк Т-72 с усовершенствованным комплексом активной защиты «Арена-Э». Этот комплекс, по сравнению с предшественником, имеет уменьшенные габариты антенных устройств, круговой сектор защиты.

От «Терминатора» до «Солнцепека»

«Гвоздем» Russia Arms EXPO-2013 стал премьерный показ боевой машины поддержки танков БМПТ-72 «Терминатор-2», в котором был учтен опыт создания и использования первого варианта БМПТ «Терминатор». В результате получилась новая машина с повышенными тактико-техническими характеристиками. БМПТ-72 весит 44 тонны. Вооружение: две спаренные автоматические малокалиберные пушки 2А42 с боекомплектом в 850 снарядов. Имеется также спаренный с пушками пулемет ПКТМ, оснащенный устройством автоматического перезаряжания. Его боекомплект 2100 патронов.

БМПТ-72 Терминатор-2

В двух (в отличие от прежнего варианта — защищенных броней) пусковых установках размещены 4 противотанковые управляемые ракеты. Они способны поражать противника на дальности в шесть километров.

Современный прицельный многоканальный комплекс наводчика-оператора оборудован тепловизором, который позволяет в ночных условиях обнаруживать танки противника на дистанции в 3,5 км.

Панорамный прицел командира позволяет ему осуществлять круговой обзор и, в отличие от БМПТ первого поколения, также оборудован тепловизором, что значительно повышает возможности командира по борьбе с целями ночью и в условиях плохой видимости.

Для усиления защищенности БМПТ оборудована модульной динамической защитой, которая позволяет парировать большинство имеющихся угроз, а также решетчатыми противокумулятивными экранами. Внутри БМПТ укреплена специальными противоосколочными экранами. Все это, а также современное противопожарное оборудование, резко повышает выживаемость машины и ее экипажа на поле боя.

Если говорить о подвижности, то на БМПТ-72, в зависимости от пожелания заказчика, возможна установка двигателей мощностью 840 или 1000 л.с. Максимальная скорость по шоссе — до 60 км/ч. Машина может преодолевать водные преграды глубиной до 5 м. Запас хода — до 700 км.

На машине имеется вспомогательный дизель-генератор. Она также оборудована новейшими средствами связи.

Как сообщается производителем, модернизация танков Т-72 в БМПТ-72 может осуществляться на предприятиях заказчика. Военные эксперты, познакомившиеся в Нижнем Тагиле с данной разработкой, пророчат ей успех на международных рынках вооружений.

Тяжелая огнеметная система ТОС-1А «Солнцепек» предназначена для огневой поддержки пехоты и танков, поражения живой силы противника, открытых и закрытых огневых позиций в различных видах наступательного и оборонительного боя, а также для вывода из строя легкобронированной техники и транспортных средств. Система принята на вооружение Российской армии в войсках радиационной, химической и биологической защиты. Его предшественницей была тяжелая огнеметная система ТОС-1 «Буратино», в значительных количествах поступившая на вооружение Советской и Российской армии.

БМ-1 и ТЗМ-Т из ТОС-1А

Всего в состав ТОС-1А входят три боевые машины: (БМ-1) с пусковой установкой на шасси танка и две транспортно-заряжающие машины (ТЗМ-Т) на шасси танка.

В качестве боеприпасов БМ-1 использует неуправляемые реактивные снаряды (НУРС) калибра 220 мм. Машина оснащена поворотной платформой с качающейся частью, в состав которой входит пакет из 24 направляющих труб для реактивных снарядов. Важная особенность БМ-1 — высокая точность стрельбы и автоматизированная отработка углов прицеливания.

В зависимости от обстановки, огонь по целям может производиться одиночными и парными выстрелами из двух стволов.

Длительность полного залпа при парных пусках — 6 сек, а дальность поражения — до 6 км. Время готовности к открытию огня по видимой цели с момента остановки БМ-1 — 90 сек, а выход из зоны обстрела занимает еще меньше — до 50 сек.

Танковое шасси обеспечивает БМ-1 тактическую подвижность и бронезащиту на уровне танка, а также позволяет оперативно выдвинуться на выгодную огневую позицию. Встроенное бульдозерное оборудование для самоокапывания увеличивает живучесть машины.

Экипаж машины — три человека: командир, наводчик, механик-водитель. БМ-1 оснащена коллективной системой защиты экипажа от оружия массового поражения, в том числе химического и ядерного. Масса БМ-1 составляет 44,3 т, а максимальная скорость — 60 км/ч.

Боевая машина ТОС-1 принимала участие в боевых действиях в составе ­40-й армии в Афганистане и в Чеченской ­Республике.

Второй важной частью боевой группы является транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т, которая представляет собой комплект погрузочно-разгрузочных устройств, размещенных на гусеничной базе танка типа Т-72А. Грузоподъемность крана-манипулятора машины — 1000 кг, при этом время заряжания ТЗМ составляет не более 24 мин. В качестве средства маскировки ТЗМ-Т оснащено термической дымовой аппаратурой, создающей дымовую непросматриваемую завесу длиной 250–400 м.

Экипаж ТЗМ-Т — три человека (командир, оператор, механик-водитель). Масса 39 т, а максимальная скорость движения по шоссе — 60 км/ч. Силовая установка, системы электроснабжения, пожаротушения и защиты от оружия массового поражения, как и встроенное бульдозерное оборудование для самоокапывания, у ТЗМ-Т аналогичны БМ-1.

Боевая машина огнеметчиков — тяжелая БМО-Т изготавливается на базе танка Т-72А без переделки его корпуса, кроме крыши и боевого отделения. В районе боевого отделения и отделения управления установлена броневая надстройка коробчатой формы, стенки которой совместно с корпусом отделения управления образуют обитаемый отсек с сиденьями экипажа: командира, механика-водителя и отделения огнеметчиков (7 человек).

БМО-Т

Бронезащита лобовой части корпуса БМО-Т находится на уровне основного танка, боковые стенки надстройки выполнены разнесенными с установленным в них вспомогательным оборудованием, топливными баками и динамической защитой. Боковые стенки продлены от перегородки моторно-трансмиссионного отделения до кормы машины и снабжены внутренними секциями под различное оборудование. Борта корпуса имеют защиту на уровне базового танка с возможностью установки силовых экранов с встроенной динамической защитой.

Для самозащиты от воздушного противника и борьбы с живой силой на БМО-Т установлена 12,7 мм пулеметная установка закрытого типа с дистанционным управлением (вариант).

В 2001 году боевая машина огнеметчиков БМО-Т была принята на вооружение Российской армии.

На крыше надстройки со смещением от продольной оси машины влево сделан проем с опорно-поворотным устройством (ОПУ), на котором установлена танковая вращающаяся башенка командира с люком и зенитно-пулеметной установкой с дистанционным управлением. На неподвижном погоне ОПУ через кронштейны внутри отсека закреплено сиденье командира. На бортах корпуса шасси закреплены сиденья огнеметчиков. Боекомплект уложен по-походному в разнесенных стеллажах с быстроразъемным креплением, один из которых смонтирован справа от сиденья командира в поперечной плоскости машины, второй — слева от сиденья командира вдоль борта корпуса со смещением в сторону отделения управления, а третий стеллаж смонтирован по продольной оси машины между сиденьями огнеметчиков. Выходные люки находятся на крыше надстройки и на ее задней стенке. На кормовом листе корпуса машины закреплены подпружиненные подножки для более удобной посадки и десантирования. Для наблюдением за полем боя в крыше установлены приборы наблюдения для десанта огнеметчиков.

Броневая надстройка снабжена дополнительной защитой, которая на передней и боковых стенках выполнена в виде разнесенной брони, наружные листы которой дополнительно снабжены динамической защитой, а боковые стенки выполнены в объеме, образованном шириной надгусеничной полки корпуса шасси, высотой до крышки надстройки и длиной от лобового верхнего листа корпуса до его кормового листа.

Внутри боковых стенок надстройки размещена часть вынесенного из корпуса шасси танка штатного внутреннего оборудования: топливные баки, фильтро-вентиляционная установка, пускорегулирующая аппаратура и аккумуляторные батареи, дополнительный боекомплект РПО.

Фронтальная защита корпуса включает лобовой лист корпуса базового танка, переходящий в переднюю стенку надстройки с разнесенной броней и пакетами комбинированной брони между ними, а также, встроенную ДЗ, что обеспечивает надежную фронтальную защиту личного состава.

Защита обитаемого отсека обеспечивается бортовыми плитами с установленной динамической защитой и заполненной полости между ними, где размещены топливные баки, а также другое оборудование. На внутренней стороне установлен противоосколочный подбой.

Машины боевого и технического обеспечения

Инженерная машина разграждения ИМР-2 разработана на базе танка Т-72А (объект 637), принята на вооружение в 1980 г.

ИМР-2М2

ИМР-2 предназначена для обеспечения продвижения войск путем оборудования колонных путей в труднопроходимых условиях (лесные завалы и разрушения после бомбардировок и применения ядерного оружия) и проходов в минных полях в сложной боевой и погодно-климатичес-кой обстановке.

ИМР-2 — базовый вариант универсальной инженерной машины. Оснащена бульдозерным и крановым оборудованием, встроенным колейным ножевым минным тралом с устройством траления мин со штыревыми взрывателями, электромагнитной приставкой ЭМТ и установкой разминирования в кормовой части машины, пулеметом ПКТ в башне оператора.

ИМР-2М — модернизированный вариант, который выпускался в модификациях ИМР-2МА (переходный вариант выпускался с 1987 по 1990 гг.) и ИМР-2М2. Наиболее совершенная и перспективная инженерная машина разграждения, обеспечивающая проведение всех работ в условиях радиоактивного заражения местности, сильной загазованности атмосферы агрессивными газами, парами, отравляющими веществами, задымленности, запыленности и непосредственного огневого воздействия. От базового варианта отличается отсутствием комплекта пусковых установок удлиненного заряда разминирования, дальномером и пулеметом ПКТ, усиленной броневой защитой гидрооборудования. Стреловое оборудование дополнено скребком-рыхлителем, а с 1990 г. вместо клещевого захвата-манипулятора в состав специального оборудования введен универсальный рабочий орган (УРО), который может манипулировать предметами размером со спичечный коробок. Масса машины была снижена до 44,5 т.

Для проведения работ ИМР герметизирована, оснащена системами подводного вождения (на глубине до 5 м ), противоатомной защиты, автоматического пожаротушения и другим оборудованием.

Бульдозерное оборудование может использоваться в двухотвальном, бульдозерном или грейдерном положении, которое изменяется без выхода экипажа из машины. Впереди установлена управляемая лыжа для регулирования степени заглубления ножа бульдозера. Бульдозерное оборудование позволяет сдвигать обломки, засыпать рвы, воронки. Ширина захвата бульдозера в грейдерном положении 3,4 м, двухотвальном — 3,56 м, в бульдозерном — 4,15 м.

Телескопическая стрела с захватом-манипулятором служит для удаления из зоны прохода стволов деревьев, обломков стен, остатков машин, выдергивания из земли столбов, заборов, обрушения остатков стен. Грузоподъемность стрелы 2 т, максимальный вылет — 8,8 м. Совместно со скребком-ковшом стрела может использоваться в качестве экскаваторного оборудования с объемом 0,4 куб. и производительностью 40 куб. м грунта в час.

Рентгенометр-радиометр ДП-3Б, войс-ковой прибор химической разведки ВПХР и фильтровентиляционная установка в совокупности с бронированием (коэффициент ослабления радиоактивности 10) обеспечивают использование ИМР и работу экипажа на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, без средств защиты. Кроме того, машина оснащена средствами связи и системой дымопуска, образующей плотную и значительную по размерам дымовую завесу.

Возможности машины позволяют проделывать проход в сплошном лесном завале со скоростью до 200–300 м/ч, в городских завалах — 160–200 м/ч, колонный путь по среднепересеченной местности со скоростью 5–8 км/ч.

В транспортном положении бульдозерное оборудование поднимается и находится на крыше машины, телескопическая стрела сдвигается и разворачивается назад, что обеспечивает ее компактность и возможность перевозки железнодорожным транспортом.

При мощности двигателя около 580 л.с. запас хода составляет не менее 500 км. Машина может передвигаться с максимальной скоростью до 50 и по пересеченной местности до 35 км/ч., преодолевать брод глубиной 1,4 м, стенку высотой 0,8 м и ров шириной 2,7 м.

Экипаж машины — два человека (механик-водитель и командир-оператор) — вооружен автоматами (с боезапасом 150 шт.), гранатами типа Ф-1 (до 10 шт.), сигнальным пистолетом с запасом (до 30) сигнальных ракет.

В мирное время ИМР-2М2 может использоваться для прокладывания путей на среднепересеченной местности и в мелколесье, в снежной целине и на косогорах, корчевки пней и валки деревьев, устройства проходов в лесных и каменных завалах, в минных полях и невзрывных заграждениях, разборки завалов в населенных пунктах, аварийных зданий и сооружений, а также производить различные земляные работы (отрывать траншеи и котлованы, технику и укрытия, засыпать ямы, рвы, овраги и др.), устанавливать секции мостов, устраивать съезды и выезды на водных переправах. Может использоваться для земляных работ на грунтах I-IV категорий, в карьерах и открытых выработках, для борьбы с лесными и торфяными пожарами, выполнения грузоподъемных операций, эвакуации и буксировки поврежденной техники.

ИМР-2 показала высокую эффективность в ходе боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике. Машина широко использовалась при ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС в 1986 г и оказалась единственной машиной, способной выполнять различные работы непосредственно у разрушенного ядерного реактора. С ее помощью расчищались проходы к реактору, производились необходимые замеры, удалялись остатки стержней с ядерным топливом и стен, возводился саркофаг, устанавливалось крановое оборудование и др. В связи с высокой радиоактивностью брони все они были утилизированы.

Бронированная машина разминирования БМР. Прообраз этой машины появился в ходе боевых действий в Афганистане, когда против советских войск стали массированно применяться мины. Она представляла собой танк Т-54 или Т-55 со снятой башней, усиленным бронированием днища и навешенными минными тралами.

По результатам применения этих машин начали производить бронированную машину разминирования БМР-2, на базе которой путем модернизации была создана БМР-3. В качестве базового было ­использовано шасси танка Т-72А. Максимальная скорость машины без катковых секций трала и рабочая скорость траления достигала 60 км/ч и 12 км/час соответственно. Общая масса БМР-3 составляла 43 т.

БМР-3М

Модернизированная бронированная машина разминирования БМР-3М предназначена для сопровождения войсковых колонн и обеспечения их движения по заминированной местности путем траления мин и проделывания проходов в минных полях.

БМР-3М обеспечивает проделывание проходов в минных полях для танков, БМП, БТР и других машин, ширина гусениц (колес) и межгусеничное (межколесное) расстояние которых примерно равно танковому. В минных полях из противогусеничных мин нажимного действия машина проделывает две колеи шириной 80–87 см каждая, а между ними остается непротраленная полоса шириной 162 см. В минных полях из противоднищевых мин с контактными взрывателями БМР-3М проделывает сплошной проход шириной 3,2 м, в полях из противоднищевых мин с магнитными взрывателями — сплошной проход шириной 6–7 метров.

БМР-3М отличается хорошими условиями обитаемости, обеспечивающими длительное нахождение экипажа в машине при выполнении боевых задач. Фильтро-вентиляционная установка обеспечивает работу экипажа без противогазов в условиях большой запыленности, радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности.

Для осуществления разминирования БМР-3М оснащена комплексом тралящего оборудования. Оно представляет собой трал КМТ-7 (КМТ-8), включающий сцепное устройство впереди машины, две рамы с катковыми секциями и резаками с внешней стороны рам, две ножевые секции, кассету с сигналами ПС (на корме машины), электромагнитную приставку для траления противотанковых мин с неконтактными взрывателями, устройство траления противоднищевых мин и передатчик помех (РП 377 ИВ). В походном положении катковые секции размещаются на грузовой платформе за боевой рубкой с помощью штатного крана-стрелы грузоподьемностью 2,5 т. Перевод БМР-3М в боевое (походное) положение осуществляется силами экипажа без привлечения автокрана.

Противоминная защита выполнена в виде многослойных конструкционных преград из специальной стали с наполнением, которые располагаются внутри и снаружи днища по всей площади обитаемого отделения, каркаса и распорок между бортами, днищем и крышей рубки.

В целях самообороны машины, огневого прикрытия действий саперов при доразведке ими заминированных участков местности и уничтожения мин на поверхности грунта БМР-3М имеет турельную пулеметную установку с пулеметом НСВТ калибра 12,7 мм.

Танковый мостоукладчик МТУ-72 на вооружение армии СССР был принят в 1974 году и поступал в войска с лета 1974 до конца 1980-х годов. МТУ-72 предназначен для устройства в боевой обстановке переправы через водные преграды, овраги, инженерные заграждения — эскарпы и контрэскарпы, завалы. Он наводит один однопролетный металлический мост через препятствия шириной до 18 м, грузоподъемность которого составляет 50 т. Мост сделан из сплава на основе алюминия. По мосту могут следовать как личный состав пешком, так и все типы колесных и гусеничных машин.

МТУ-72

Мост наводится и снимается экипажем МТУ-72 без выхода из машины. Время установки моста составляет от 2,5 до 5 минут. Имеется возможность наводить составные конструкции из нескольких мостов, при участии нескольких мостоукладчиков. В этом случае ширина преодолеваемого препятствия может составлять до 30–35 м.

Для наводки моста машина выдвигается к преграде, с помощью гидропривода опирает аутригер на землю, раскладывает концевые части моста и накладывает мост на препятствие. Затем базовая машина в качестве контрольной нагрузки преодолевает мост. Снимать мост с препятствия машина может с исходного или противоположного берега.

Базовая машина — танк Т-72М1 без башни и танкового вооружения. ­Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 4,5 м), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения, фильтро-вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в машине может находится без средств защиты. Броневая защита эквивалентна 200 мм брони.

В 2013 году на выставке RAE был представлен проект размещения немецкого колейного моста LEGUAN (производства компании Краусс-Маффей Вегман) на шасси Т-72. Мост длиной 26 м является дальнейшим развитием немецкого танкового колейного моста Бибер и отличается повышенной грузоподъемностью: до 72,6 т для гусеничной техники и до 83,5 т для колесной техники. Возможно, такая комбинация известного во всем мире, надежного танкового шасси с новейшей немецкой конструкцией вызовет интерес у иност-ранных заказчиков.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 («Объект 608») предназначена для эвакуации застрявшей и поврежденной техники (БТР, БМП, БМД, танков и др.), в том числе под огнем противника. Обеспечивает ремонт и техническое обслуживание в полевых условиях. Создана на базе шасси основного танка Т-72, принята на вооружение в 1975 году. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 является средством технического обеспечения танков Т-64, Т-72, Т-80.

БРЭМ-1М

БРЭМ-1 имеет бронированный корпус, танковое шасси и специальное ремонтно-эвакуационное оборудование. БРЭМ-1 имеет систему защиты от оружия массового поражения с фильтро-вентиляционной установкой, систему противопожарной защиты, термическую дымовую аппаратуру, а также оборудование для подводного вождения. Машина снабжена грузовой платформой размерами 1,7×1,4 м, грузоподъемностью 1,5 т.

Из специального ремонтно-эвакуационного оборудования БРЭМ-1 оснащен крановой установкой с лебедками, бульдозерным отвалом, электросварочным оборудованием, средствами буксировки машин и другим необходимым ремонтным оборудованием. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 способна осуществлять буксировку объекта массой 50 т. Грузоподъемность кранового оборудования — 12 т, максимальный вылет стрелы — 4,4 м, максимальная высота подъема крюка — 4,36 м. Ширина бульдозерного отвала — 3,1 м. Основная тяговая лебедка имеет усилие 25 тс, с полиспастом — 100 тс (полиспаст — система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых тросом), дополнительная — 0,53 тс . Длина троса основной лебедки составляет 200 м, дополнительной — 400 м. Скорость намотки троса основной лебедки — 13 м/мин.

БРЭМ-1 имет вооружение в виде зенитного 12,7-мм пулемета НСВТ.

Дальнейшее развитие БРЭМ-1 получили в модернизированных машинах БРЭМ-1А и БРЭМ-1М. Предназначение, компоновка, состав специального оборудования и основные тактико-технические характеристики у них те же, что и у БРЭМ-1. За следующим исключением у БРЭМ-1М: стреловой полноповоротный кран грузоподъемностью 20 тс с увеличенной на 1 м длиной стрелы, что позволяет демонтировать башню в сборе с пушкой и системами из танка, оснащенного динамической защитой типа «Контакт V»; лебедка с тяговым усилием в 35 тс (с полиспастом до 140 тс); максимальная масса буксируемого объекта — 60 т; полужесткое буксирное приспособление заменено на механизированные переднее и заднее приспособления для сцепки машины с буксируемым объектом без выхода экипажа при интенсивном огневом воздействии противника или при действиях на радиоактивно зараженной местности; прибор ночного видения ПНВ-57Е. В ходовой части БРЭМ-1А и БРЭМ-1М применены траки с резино-металлическим шарниром параллельного типа и изменена конструкция зубчатых венцов ведущих колес.

Таким образом, за годы существования семейства тяжелой бронетехники «Урал» были разработаны и запущены в производство свыше десятка образцов боевых и обеспечивающих машин переднего края, выполненных на едином шасси. Тем самым семейство тяжелой бронетехники «Урал» стало предвестником появления единой унифицированной платформы ­тяжелой категории по массе, которая сейчас разрабатывается НПК «Уралвагонзавод» по заданию Министерства обороны РФ. Накопленный корпорацией практический опыт в разработке и производстве машин семейства «Урал» позволяет с оптимизмом смотреть и на перспективы единой унифицированной платформы.

Виктор Мураховский,
Виталий Моисеев

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru