Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 за 2013 г.

«Основой феномена русского кадета, и основой образования и воспитания русских кадет, является идея верного служения своему Отечеству на военном и гражданском поприще с детства, основанного на Вере и любви к нему».

Игорь Николаевич Андрушкевич Выпускник XXV выпуска Первого Великого Князя Константина Константиновича Кадетского корпуса, Председатель аргентинского объединения выпускников русских кадетских корпусов за рубежом

В августе 2013 года исполняется 70 лет со дня выхода Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», которым были образованы первые девять суворовских военных училищ. Эта дата ежегодно отмечается всеми воспитанниками и выпускниками учреждений кадетского образования, как дата образования национальной суворовской военной школы.

За 70 лет своего существования система суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов показала себя, как эффективная национальна школа образования и воспитания патриотов России, с детства посвящающих себя делу служения Отечеству на гражданском и военном поприщах.

Сегодня суворовцы, нахимовцы и кадеты России стали поистине ее национальной гордостью, достоянием, надеждой и опорой.

Краткий экскурс в историю появления кадетского образования и диалектику его развития

Анализ истории возникновения и развития феномена кадетского образования позволяет сформулировать некоторые выводы о его истории, генезисе и диалектике его предназначения.

Необходимость и общественная полезность воспитания молодых поколений своего социума (рода, племени, народа, государства и нации) понималась нашими предками всегда.

Это воспитание первоначально носило характер подготовки «вскормленных с копья» детей непосредственно к войне, как главному делу человеческого социума.

Такое образование имеет своим истоком подготовку к военной службе и воспитание воина с детства в системах воспитания с древних времен — Шумеры, Афины, Спарта, Древний Рим, Османская империя и так далее.

Все эти цивилизации и государственные образования имели свои родовые особенности воинского воспитания детей. Так, например, Спарта — воспитывала мальчиков как воинов и обладающих воинскими боевыми навыками бойцов; Афины и Древний Рим — основной упор делали на широкое образование и обязательное воинское воспитание; Османская империя делала основной упор на подготовку детей вой­ны — мамелюков (оторванных от родных корней детей покоренных народов), как касту слепо преданных султану воинов.

Именно к тому времени относится появление специальных мест подготовки детей к войне, которые, со временем и стали школами, гимназиями, лицеями и кадетскими корпусами, и обрели свою собственную специфику образования и воспитания, свои системы взаимоотношений и внутренней этики.

Распространение Христианства, появление в Европе рыцарства, эпоха Реформаторства, Возрождения и гуманизма, а так же общее развитие наук в средние века, безусловно, гуманизировало воспитание молодого поколения и сделало более доступным школы общего назначения, притом, что воспитание будущих воинов и государственных служащих стало задачей зарытых учебных заведений. Военные реформы и беспрерывные войн XVI — XVII веков Нидерландов, Дании, Германии и Франции выявили необходимость профессиональных армий, а значит профессионального военного обучения, что сказалось появлением разного рода военных академий, училищ и школ, создаваемых королями и принцами, то есть, имеющих практический государственный статус.

Для нас важным является тот факт, что практически беспрерывные войны середины Второго тысячелетия выявили и поставили перед государствами проблемы военного сиротства и, одновременно, необходимость воспитания военных профессионалов, в качестве проблем, решение которых было необходимо найти.

Решение этих проблем оказалось возможным путем создания и государственного патронирования специальных образовательных учреждений, которые потом будут называться кадетскими корпусами, лицеями и суворовскими военными училищами.

Учебные заведения такого типа были созданы первоначально великим курфюрстом Пруссии Фридрихом-Вильгельмом I, создавшем в 1686 году кадетские роты и три (Брауншвейг, Бранденбург, Кольберг) военные кадетские (рыцарские) академии.

Этот процесс был обобщен следующим образом: «В 1717 г. Фридрих-Вильгельм I принял меры по организации всеобщего образования, и эти три академии сведены в Берлине в кадетский корпус на 100 человек, шефом которого стал 5-летний кронпринц Фридрих — будущий король Фридрих II. Берлинский корпус стал образцом для Саксонии. В 1725 году там был создан свой кадетский корпус. Примеру пруссаков последовали и другие: Россия — 1723 г., Австрия — 1751 г., Польша — 1765 г., Бавария — 1790 г.»

В России появление учреждений кадетского образования прямо связано с царствующей фамилией Романовых, которые: образовали в1701 году Навигатскую Школу (Петр I), в 1732 году Сухопутный шляхетный кадетский корпус (Анна Иоановна); довели численность кадетских корпусов России до 32-х; обеспечили их Высочайшее покровительство, назначив Великого Князя Константина Константиновича Романова Попечителем всех кадетских корпусов, который ведал кадетским образованием как отдельной ветвью системы образования России. После революции 1917 года и с началом Гражданской войны в России были ликвидированы все кадетские корпуса. Часть корпусов удалось вывести вместе с Белой амией и продолжить их работу в Сербии (Белая церковь) и Франции (Версаль), последний русский кадетский корпус был закрыт в Версале в 1964 году.

В 1943 году сразу после стратегической победы Красной армии над войсками немецкого вермахта под Курском, в Советском Союзе была создана система суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, созданных по «типу старых кадетских корпусов».

Эта система учреждений кадетского образования России существует и развивается сегодня, она существенно пополняется путем образования десятков новых кадетских корпусов субъектов Российской Федерации, при этом их предназначение, количество, программы и сроки обучения в них были и остаются различными.

Особенности предназначения и диалектика направленности обучения в учреждениях кадетского образования

Анализ генезиса учреждений кадетского образования с точки зрения решения ими базовых задач своего предназначения, позволяет сделать следующие выводы.

Базовыми социальными функциями и задачами учреждений кадетского образования исторически были:

  • «Поглощение» сирот войны или решение задач «военного сиротства», но никогда проблемы детской беспризорности;
  • Коррекция поведения и судеб воспитанников;
  • Ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы;
  • Государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников.

Все эти социальные задачи и функции были характерны для всех типов учреждений и для всех исторических периодов кадетского образования, но каждое государство и даже каждый период его истории вносили свои коррективы в приоритетность тех или иных задач.

Как показывает анализ, специфика предназначений учреждений кадетского образования, а значит и специфика образования получаемого их воспитанниками, в зависимости от исторического времени и задач, решаемых государствами — менялись.

Так, например, во Франции XVI века кадетами становились дети погибших в войне офицеров и их учили «благородству».

В Пруссии кадетами становились дети погибших офицеров и их готовили как будущих офицеров.

Кадетские корпуса Императорской России являлись государственными учреждениями, комплектовались детьми погибших в войне и на воинской службе офицеров и гражданских государственных чиновников, а так же тех из них, которые имели заслуги перед Россией, но не имели средств на образование своих детей.

Их воспитанники готовились к государственной службе на военном и гражданском поприще, притом, что эта служба была обязательной. Этот период истории кадетского образования дал России замечательную когорту великих военачальников и государственных деятелей, поэтов, писателей, композиторов, инженеров и ученых.

Анализ причин высокой эффективности учреждений кадетского образования Императорской России выявил несколько их родовых черт, признаков и условий функционирования.

Во-первых, эти учреждения относились к определенному, особому и специальному типу образовательного учреждения — кадетскому корпусу.

Во-вторых, они готовили не только просто образованных людей, но будущих государственных служащих.

В-третьих, они имели собственный образовательный стандарт и систему учебы и воспитания.

В-четвертых, они имели собственную систему подготовки (переподготовки) преподавателей и воспитателей.

В-пятых, они имели собственную систему оплаты труда учителей и командования корпусов.

В-шестых, они подчинялись только Царю, своим министерствам и губернаторам.

В-седьмых, они имели собственную вертикаль управления деятельностью.

В-восьмых, они обеспечивали своим воспитанникам продолжение учебы в профильных учреждениях высшего образования и являлись начальным этапом служебной карьеры на гражданском или военном поприще.

Русские кадетские корпуса за рубежом комплектовались из сирот и детей русских эмигрантов и из них воспитывали патриотов России и честных людей.

В целом, кадетские корпуса Императорской России:

  • изначально и до военной реформы Д. А. Милютина (1861 г.) решали проблему профессиональной подготовки корпуса офицеров армии и флота, и чиновников государственной службы с детства, при этом проблемы «военного сиротства» решались как сопутствующие;
  • в результате военной реформы Д. А. Милютина кадетские корпуса были свернуты и превращены в военные гимназии, которые решали задачу исключительно общего образования воспитанников, при обязательном решении задач «военного сиротства» и коррекции поведения и судеб своих учащихся;
  • после гибели Александра II и восшествия на Престол Российской Империи Александра III, кадетские корпуса были восстановлены, и до революции 1917 года их численность росла, а работа совершенствовалась, при этом они решали в качестве главной, задачу профессиональной подготовки служилого сословия России;
  • русские кадетские корпуса за рубежом решали исключительно проблему «русского сиротства» и коррекции поведения и судеб детей русских эмигрантов, с опорой на военно-патриотические традиции воспитания кадет в Императорских кадетских корпусах.

Воспитание в суворовских военных училищах СССР и современной России в разные исторические периоды определялось и осуществлялось по разному.

Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища Советского Союза изначально и до 1963 года, предназначались: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов… организовать девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…. Установить, что суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование».

Суворовские военные училища являлись государственными военными учебными учреждениями и входили в ствол профессионального военного образования, подчинялись непосредственно Министерству обороны СССР и выполняли задачи и его разнарядку на подготовку воспитанников для продолжения профессиональной военной службы в составе офицерского корпуса.

В целом в СССР с момента образования национальной суворовской военной школы в 1943 году и до 1963 года, училища комплектовались детьми погибших офицеров и работников государственной службы, в течение семи-девяти лет им давалось широкое гуманитарное образование, государственно-патриотическое воинское воспитание и прекрасная физическая и военно-профессиональная подготовка. В аттестате зрелости выпускника указывалось, что выпускник получил среднее общее образование и «прошел производственное обучение по специальности военная подготовка», которое, к примеру, давало ему право, в случае службы в Советской армии на рядовых должностях, занимать должности младшего командного состава — сержантов.

Их выпускники имели четко направленное военное предназначение и, по окончанию училища они, по старшинству баллов, распределялись для поступления в высшие военные учебные заведения, выполняя, таким образом сформированный, государственный заказ Вооруженных Сил СССР.

Обучение и воспитание в училищах осуществлялось специально подобранным контингентом преподавателей и офицеров-воспитателей, каждый из которых отвечал высоким требованиям (например, обязательное высшее образование, знание иностранного языка, способность и желание работать с детьми, собственная благополучная семья, любовь к детям) и периодически обучался в специальном институте усовершенствования учителей.

Этот период дал наиболее впечатляющие результаты по воспитанию для страны и армии огромного количества выдающихся генералов и офицеров, государственных чиновников, ученых и спортсменов.

Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.

Обучение в Суворовских военных училищах Российской Федерации и их предназначение, начиная с 1963 года по настоящее время, менялись разительно.

После 1963 года, решением Н. С. Хрущева было сокращено количество суворовских и нахимовских военных училищ, в училища могли поступать любые, сдавшие вступительные экзамены, абитуриенты (при преимуществе в поступлении круглых сирот, и детей военнослужащих прослуживших в Вооруженных Силах не менее 20 лет) срок обучения в них был сокращен сначала с семи до трех, а потом до двух лет, но система распределения выпускников в высшие учебные военные заведения еще оставалась.

Качество и эффективность образования и воспитания в суворовских училищах снизились настолько, что в 2005 году стоял вопрос о переводе всех училищ из Министерства обороны в систему Министерства образования.

К счастью, благодаря решительности ветеранов-суворовцев этого не случилось, и уже в 2009 году вышла Директива Министра обороны РФ, вернувшая в суворовские военные училища 7-летний цикл обучения, правда, ценой их «девоенизации».

Тем не менее, общая ситуация, связанная с функционированием и даже сохранением национальной суворовской военной школы оставалась неясной и тревожной, до принятия чрезвычайных мер Президентом России, связанных с заменой (по некомпетентности, коррупции и утрате боеготовности ­войск) прежнего руководящего состава Министерства обороны России и назначения Министром обороны Сергея Кожугетовича Шойгу.

Сегодня в нашу суворовскую военную школу возвращается ее собственно военная суть.

Создание кадетских корпусов в Российской Федерации является практически главным достижением ее Кадетского движения, как движения образованного общественными объединениями выпускников суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ и специальных военных школ Советского Союза.

Первый кадетский корпус в современной России был создан по инициативе, решению и на средства Московского суворовско-нахимовского содружества в 1992 году. Затем этот кадетский корпус был представлен Правительству Москвы, получил его одобрение, и сегодня в столице работают двадцать кадетских корпусов, являющихся лучшими в стране.

Начиная с 1993 года в России, на базе школ-интернатов, стала формироваться система кадетских корпусов общегражданской образовательной и патриотической воспитательной ориентации.

В эти корпуса могут поступать дети любых родителей и способностей, отбор в корпуса практически отсутствует, специальная подготовка преподавателей и самого корпуса воспитателей не ведется. Выпускники этих учреждений получают обычное общее среднее образование, а качество их образования и воспитания прямо зависит от района их дислокации и требовательности директоров этих учреждений.

Массовое и самодеятельное появление сегодня десятков кадетских корпусов и сотен кадетских классов, хотя и выражает доверие российского общества к кадетскому образованию, но, те не менее, размывает само предназначение кадет и нивелирует всю систему кадетского образования, придавая ей, хоть и, несомненно, патриотический, но все-таки декоративный характер.

В целом Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали:

70 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов и 20000 офицеров армии и флота; пять федеральных министров и Секретаря Совета Безопасности России; Начальника Генерального штаба и четырех заместителей министра обороны; более 30 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; двух академиков РАН; трех летчиков-космонавтов; около 500 докторов наук; трех губернаторов; десятки народных и заслуженных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

В России насчитывается более ста тысяч выпускников учреждений кадетского образования, каждый год эта семья увеличивается на несколько тысяч выпускников-кадет, общественные объединения которых созданы в большинстве субъектов Российской Федерации.

Состояние кадетского образования в России сегодня

Сегодня в Российской Федерации образовалась сложная коллизия, связанная: с одной стороны — с объективной потребностью государства и общества в кадетском образовании как системе начальной профессиональной подготовки национальных кадров государственной гражданской и военной службы; с другой — с отсутствием его правовых и организационных основ.

Эта коллизия наиболее полно прослеживается:

  • в области ожидания и предпочтений российского общества;
  • в области подготовки профессиональных государственных служащих;
  • в области национальной системы образования и права.

Представляется, что самым чутким барометром, мгновенно реагирующим на на собственные положительные упования и предпочтения, является российская общественность, а в ней — родители.

Сегодня резко возросла общественная востребованность и популярность учреждений кадетского образования, так как они оказались практически единственной формой и типом учреждений системы национального образования, которые по определению и статусу, способны дать своим воспитанникам добротное среднее образование, уберечь детей от соблазнов улицы и привить им навыки патриотизма, коллективизма, дружбы и честности.

Сегодня родители довольны уже этим, но скоро общественность России будет ставить вопрос о том, что государство, взявшее на себя ответственность за кадетское образование их детей, должно давать им шанс и возможность обретения ими специальности, востребованной им самим, то есть — регулярно и планово формировать свой государственный (региональный, ведомственный) заказ на подготовку специалистов государственной службы уже в кадетских корпусах, чем обеспечивать востребованность государством и конкурентоспособность их выпускников на национальном рынке труда.

Насущная потребность подготовки, государственно-патриотической социализации и необходимость их деятельности в соответствии с этическими нравственными мотивами и принципами их службы — вошла в противоречие с тем, что гражданские государственные служащие, особенно низших рангов, практически нигде не готовятся и появляются на государственной службе случайно. При этом, их профессиональный и нравственных уровень, и мера личной ответственности за исполнение службы, как правило, не высоки.

Кадетские корпуса субъектов Российской Федерации изначально не призваны к начальной профессиональной подготовке государственной гражданской службы и осуществляют свое предназначение в направлении коррекции поведения своих воспитанников. Но никто не готовит профессиональных государственных служащих нижних звеньев.

Представляется, что учреждения кадетского образования гражданской сферы могут быть отнесены к следующим основным направлениям выполнения ими задач своего предназначения.

Общее направления — государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников — для всех видов учреждений кадетского образования.

Первое направление — коррекция поведения и судеб воспитанников — для учреждений кадетского образования субъектов Российской Федерации.

Второе направление — ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы — для учреждений кадетского образование федеральных министерств и ведомств, учреждений кадетского образования субъектов Российской Федерации по их решению.

Анализ военной истории России говорит о том, что в периоды, когда ее военная элита воспитывалась в системе кадетских корпусов, государство имело больше военных побед.

Современное состояние военного профессионального образования в России характеризуется тем, что оно включает в себя: среднее военное образование (военный училища и институты, дающие своим выпускникам общее высшее образование и среднее специальное профессиональное военное образование); и высшее профессиональное военное образование (военные академии).

В то же время, в национальной системе профессионального военного образования нет его начальной компоненты, которая существует во всех остальных системах профессионального образования в России.

Именно этот пробел и свободную нишу в профессиональном военном образовании и призваны занять суворовские военные, нахимовское военно-морское училища и кадетские корпуса Министерства обороны и других силовых ведомств Российской Федерации, которые в своей образовательной деятельности должны руководствоваться собственным государственным образовательным стандартом.

Ситуация осложняется тем, что к настоящему времени военная подготовка в суворовских военных училищах практически свернута, аттестаты зрелости суворовцев вообще не указывают на их военную подготовку и выпускники получают «свободный диплом», так как их государственное распределение стало необязательным и носит чисто символический характер.

Вооруженные силы практически прекратили получать профессионально подготовленное молодое поколение суворовцев, для пополнение офицерского корпуса.

Сегодня сам замысел, философия предназначение и организации национальной суворовской школы находились под угрозой необратимых изменений.

Нам представляется, что важнейшей задачей и обязанностью руководства государства и Вооруженных сил Российской Федерации является придание системе кадетского образования вид и статус начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы.

Кадетское образование как система формирования служилого слоя России и её национальных элит

В основе Концепции кадетского образования лежит следующий комплекс идей.

Создание системы воспитания национальных элит, как служилого слоя России, с детства, осуществляется на базе учреждений кадетского образования (суворовские военные училища Минобороны и кадетские корпуса силовых структур и субъектов Российской Федерации) страны.

Формирование на базе учреждений кадетского образования единого ствола системы начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы.

Разделение общего ствола национального кадетского образования на собственно военный ствол (суворовские военные училища и кадетские корпуса силовых структур) призванный служить основой профессиональной подготовки офицерского корпуса России, и собственно гражданский ствол (кадетские корпуса федеральных министерств и субъектов Российской Федерации), призванный служить основой формирования корпуса профессиональных чиновников гражданской государственной службы.

Военный ствол кадетского образования — дает выпускникам суворовских военных училищ и кадетских корпусов федеральных силовых структур полное среднее образование и начальное профессиональное образование военной службы и, по выпуску, квалификацию сержанта командира отделения-заместителя командира взвода.

По окончании училища, выпускник зачисляется согласно своему выбору и государственной разнарядке Минобороны (поступает вне конкурса без экзаменов) на второй курс военного училища, и, в последующем, в обязательном порядке продолжает служебную карьеру на военном поприще в составе офицерского корпуса России.

В случае не поступления выпускника в военное училище, он автоматически (по прибытии в часть), начинает действительную военную службу в качестве сержанта, и продолжает ее в течение срока определенного условиями поступления в СВУ (или КК), или контрактом в военном округе (Виде ВС РФ) своего предназначения (например, 4-6 лет). Эти выпускники формируют основу корпуса профессиональных младших командиров и, в дальнейшем, могут делать служебную карьеру на военном поприще в собственно сержантской вертикали или, после учебы, в составе офицерского корпуса России.

Возможно принятие воинской присяги и заключение соответствующего контракта на службу в составе Вооруженных Сил РФ при выпуске из суворовского училища или кадетского корпуса.

Формирование системы обязательного регионального и федерального заказа на подготовку государственных служащих в системе учреждений кадетского образования, который предусматривает планирование подготовки младших специалистов военной службы по планам Минобороны и гражданской службы по планам правительств регионов, со всеми вытекающими их этого постулата обязательствами заказчиков — по подготовке и последующему обязательному размещению специалистов-выпусников учреждений кадетского образования в своих структурах, повышению их квалификации и обеспечению их аттестации и карьерного роста.

Разработка и введение самостоятельного государственного стандарта кадетского образования и воспитания, в формате его профессиональной военной и профессиональной гражданской компонент, а так же его программного обеспечения, сертификации самих учреждений, их учебной, бытовой и материально-технической базы, и подготовки преподавательских кадров.

Разработка и введение самостоятельного Положения и Кодекса учреждения кадетского образования и их воспитанников.

Создание системы связи учреждений кадетского образования со своими выпускниками, путем обязательного создания в каждом учреждении его Совета ветеранов-выпускников.

Создание системы федерального и регионального руководства кадетским образованием в России. Включение учреждений кадетского образования и их выпускников в обязательный цикл подготовки государственных служащих страны. Формирование на базе выпускников учреждений кадетского образования кадрового резерва страны.

Включение этих идей и мероприятий в состав соответствующих приоритетных Национальных проектов.

Представляется целесообразным рассматривать суворовское (нахимовское) и кадетское образование равнозначным начальному профессиональному образованию государственной (в том числе военной) службы в Российской Федерации.

Учреждения кадетского образования осуществляют подготовку несовершеннолетних граждан, преимущественно мужского пола, к поступлению в военные образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого они находятся (либо на соответствующие специальности других учебных заведений, как в случае с кадетскими учреждениями, находящимися в ведении МЧС России, правоохранительных или налоговых органов).

Кадетские корпуса создаются, реорганизуются и ликвидируются Правительством Российской Федерации в установленном порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции учредителя и по согласованию с ведомствами, реализующими государственную политику в сфере общего и начального профессионального образования, защиты прав и здоровья детей, а также по согласованию с органами власти тех субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается разместить создаваемое образовательное учреждение кадетского типа.

О роли и месте общественных объединений кадет в системе кадетского образования в России

Роль и место общественных объединений кадет Росси в разработке и реализации Концепции кадетского образования в России важна и уникальна.

Эта важность и уникальность этих объединений определена целым рядом факторов.

Во-первых. Кадетскому образованию насчитывается более трехсот лет и все эти годы, в той или иной степени организации, существовали корпоративные связи и объединения выпускников кадетских корпусов, потом и суворовских (нахимовских) военных училищ.

Во-вторых. Выпускники суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов СССР с России образуют слой граждан России, объединенных общностью судьбы, дружбой с детства, воспитанием на кадетских традициях и принципах корпоративной кадетской этики служения Отечеству в учреждениях кадетского образования.

Общественные организации выпускников суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов созданы в большинстве субъектов Российской Федерации.

Объединения насчитывают около 100000 членов и объединены в Общероссийский союз кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», который уже стал весомой и авторитетной частью гражданского общества России.

Каждый год выпуск учреждений кадетского образования составляет около 3 тысяч человек, которые, по определению, становятся членами общественных объединений кадет своего региона.

В-третьих. Общественные объединения кадет являются носителями исторических традиций и кадетской этики и осуществляют их прямую историческую преемственность, как связь времен.

Они представляют вид корпорации, организованной по принципу родственности духа и связи выпускников всех и каждого суворовского (нахимовского) училища или кадетского корпуса.

В-четвертых. Общественные объединения кадет составляют основу Советов ветеранов учреждений кадетского образования, осуществляют прямое и непосредственное влияние на воспитание кадет в самих учреждениях кадетского образования, в ходе службы и жизни кадет, представляя собою своеобразную корпоративную форму гражданского контроля над учреждениями кадетского образования и качеством образования и воспитания в них.

В-пятых. Объединения ветеранов-суворовцев играют уникальную роль в деле воспитания общества и особенно подрастающего поколения в идеалах русской культуры, просвещенного патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству на гражданском и военном поприще.

Сегодня ветераны-суворовцы берут на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию молодежи страны и, в этом плане, реально заменяют уходящее поколение ветеранов Великой Отечественной войны в учреждениях кадетского образования, школах, районах и муниципальных образованиях.

Таким образом, в системе и области кадетского образования России общественные объединения ветеранов-суворовцев занимают место и осуществляют функции:

  • генератора, движителя и механизма реализации идей кадетского образования;
  • профессионального экспертного сообщества;
  • нравственного стержня и идеологического наставника;
  • кадрового потенциала для формирования постоянного состава учреждений кадетского образования;
  • хранителя и формирователя кадетских корпоративных традиций;
  • основы Советов ветеранов суворовских училищ (кадетских корпусов), как базовой воспитательной компоненты кадетского образования;
  • общественного контроля и основы системы мониторинга системы и учреждений кадетского образования;
  • системы связи учреждений кадетского образования с гражданским обществом России;
  • системы корпоративного нравственного контроля деятельности выпускников учреждений кадетского образования.

Общественные объединения кадет России будут осуществлять эти функции всегда и независимо от решений органов власти.

Суворовцы-ветераны с удовлетворением отмечают, что в результате их пятилетних усилий и жесткой борьбы за сбережение национальной суворовской военной школы и создание системы кадетского образования в России, в качестве системы подготовки ее служилого слоя и национальных элит с детства — святое и освященное историей кадетское дело начинает побеждать.

Сегодня мы имеем следующие успехи:

  1. Президент России Владимир Владимирович Путин и Министр обороны России Сергей Кужугетович Шойгу лично поддерживают кадетское движение России, как наиболее патриотическую и ответственную часть ее гражданского общества, верят в суворовцев, нахимовцев и кадет, как в лучших представителей граждан России, и видят в системе кадетского образования прообраз системы подготовки служилого слоя нашего Отечества.
  2. Государственная Дума России, и, персонально ее Депутат и координатор «Патриотической платформы» ВПП «Единая Россия», Ирина Анатольевна Яровая, прикладывает огромные усилия по спасению и развитию национальной суворовской военной школы, а Принятие Закона «Об образовании в РФ», с совершенно новой статьей о суворовских военных училищах и кадетских корпусах, является ее заслугой и оценивается ветеранами-суворовцами, как великая личная заслуга и подвиг.
  3. В руководстве Вооруженными Силами России успешно работает новая плеяда полководцев-суворовцев, например: начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов — выпускник Казанского СВУ; Начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-майор Михаил Смыслов — выпускник Уссурийского СВУ; Главком Сухопутных войск РФ генерал-полковник Владимир Чиркин — выпускник Казанского СВУ, что, безусловно улучшит наше взаимодействие с органами и структурами Министерства обороны России.
  4. Суворовские военные училища и кадетские корпуса Минобороны вновь участвуют в Парадах Победы в Москве и всех областных городах.
  5. Все СВУ переданы в ведение Главкома Сухопутных войск РФ, то есть у них появился прямой начальник, получили начальников училищ в ранге полковник-генерал, гражданские директора уволены. Все офицеры-воспитатели носят офицерскую форму.
  6. Департамент образования Минобороны переформирован в самостоятельное Управление военного профессионального образования, которое подчинено первому Заместителю Министра обороны.
  7. 29 декабря 2012 года принят Федеральный Закон ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», в котором появилась 86 статья, в которой (впервые за 70 лет) статуировано положение суворовских военных училищ и кадетских корпусов, как организаций имеющих цель подготовку несовершеннолетней молодежи к государственной службе на военном и гражданском поприщах.

    Вступление этого Закона в силу установлено с сентября 2013 года.

    На состоявшихся 4 марта сего года слушаниях в Государственной Думе по вопросу кадетского образования, наша Концепция кадетского образования в России принята как основная и рекомендована к обсуждению и работе.

    Таким образом, работа по развитию нашего кадетского дела кипит, и это вселяет в нас уверенность в том, что у России есть успешное будущее, и оно будет связано с именами ее суворовцев, нахимовцев и кадет.

    В целом

    Несмотря на численное увеличение числа учреждений кадетского образования, на усиление внимания государства и общества к этой системе воспитания молодых поколений граждан России, и на выделение значительных средств государства и регионов на создание и поддержание достойного уровня учреждений кадетского образования — на сегодняшний день ни государство, ни регионы не получают должной отдачи.

    Общественные ожидания не во всем оправдываются, правовое поле и организационные основы кадетского образования создаются медленно и с трудом, огромные затраты на содержания учреждений кадетского образования малоэффективны, так как предпринимаемые усилия не приводят к появлению нового слоя профессиональных государственных служащих, способного стать кадровой основой новой системы управления государством.

    Такое состояние дел в этом вопросе выдвигает необходимость серьезного изменения подходов к кадетскому образованию как таковому, разработки и официального принятия Концепции кадетского образования и Государственного стандарта кадетского образования

    Представляется, что в соотнесенности с другими видами образования в системах образования и государственной (военной и гражданской) службы Российской Федерации, кадетское образование должно занять место и играть роль начальной ступени профессионального образования государственной службы.

    Все это требует принятия необходимых политических решений, определенных институциональных изменений, разработки и принятия новых законодательных актов по направлению кадетского образования, и создания его административных механизмов, способных решать эту задачу в современной России не менее эффективно, чем она решалась в Российской Империи.

    Мы считаем, что у государства есть только одна главная политика — это политика кадровая, так как все остальное управление великой державой и ее успех — прямо зависит от качества национальной управляющей элиты.

    Мы считаем, что лучшей моделью и основой национальной кадровой политики, должна стать система кадетского образования России, которая, в совокупности с объединениями кадетского движения страны, способна стать эффективной системой подготовки служилого слоя России и ее национальных элит с детства, для которой всегда будут сиять главные заветы кадет «Не в Силе Бог, а в Правде!», и «Жизнь — Отечеству, Честь — никому!».

    Владимиров Александр Иванович
    Президент Коллегии
    военных экспертов,
    Член Совета
    по национальной стратегии,
    Почетный председатель Московского и Общероссийского содружеств суворовцев,
    нахимовцев и кадет,
    выпускник Московского СВУ 1963 года,
    кандидат политических наук,
    генерал-майор в отставке

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru