Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 за 2013 г.

Уходящий год в жизни российского общества ознаменован целым рядом примечательных событий. Знаковым среди них является то, что страна впервые избрала Президента Российской Федерации на 6 лет. В своей программной статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» В. В. Путин подробно проанализировал угрозы и вызовы для военной безопасности страны, дал оценку современным Вооруженным Силам, наметил перспективные цели и поставил конкретные задачи, которые должны быть решены государством и обществом для строительства «Новой Армии» — современного типа — «мобильной, находящейся в состоянии постоянной боевой готовности». Эти задачи были конкретизированы в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» и № 604 — «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». Под знаком реализации установок высшего военно-политического руководства страны в области военного строительства наш Комитет выстраивал свою текущую деятельность.

Несомненно, для каждого военного человека главной отличительной особенностью этого года стало введение в действие новой системы денежного довольствия, существенное повышение размера денежного содержания и дополнительных выплат, ускоренные темпы разрешения проблемы постоянного и служебного жилья, которые при всех сложностях и проблемах, их сопровождающих, все-таки снизили социальную остроту «квартирного вопроса» для десятков тысяч военнослужащих.

Нельзя не отметить и то, что «холодная осень» 2012 года принесла свои плоды в виде резонансных событий, связанных со сменой руководства Минобороны России, чередой коррупционных скандалов вокруг ОАО «Оборонсервис» и хищений бюджетных средств при разработке системы «Глонасс», отразивших проблемы имеющейся системы государственного и военного управления, а также недостаточность существующих институтов парламентского и гражданского контроля над военной организацией государства.

Полагаю, что первые решения нового Министра обороны Российской Федерации генерала армии С. К. Шойгу, вновь назначенных руководителей Генерального штаба Вооруженных Сил, позитивно воспринятые в обществе, дают основания полагать, что обновленное руководство Вооруженных Сил найдет верные векторы и придаст положительные импульсы процессам развития и строительства ядра военной организации и оплота российского государства.

По моему мнению, данные обстоятельства — важнейшие политические, экономические и социальные факторы и предпосылки достижения целей и задач военного реформирования, повышения уровня социального самочувствия людей в погонах и военных пенсионеров.

Оценивая результаты работы Комитета, сопоставляя их с успехами и недостатками в деле обеспечения военной безопасности, отмечу ряд моментов, которые, на мой взгляд как председателя профильного Комитета Совета Федерации, отражают то главное, ради чего мы — сенаторы — наделены государственными полномочиями и что накладывает на нас соответствующие обязательства, а также позволяет судить об эффективности и результативности нашей работы.

Как было отмечено, одним из достижений и особенностей этого года стало существенное повышение денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий. Здесь подчеркну, что членами нашего Комитета было многое сделано для того, чтобы денежное довольствие и военные пенсии стали более весомыми, а доведение положенных норм довольствия было полным и своевременным. С первых месяцев процесс получения денежного довольствия стал предметом нашего особого внимания. Совместно с Минобороны и Минфином России были проведены несколько внеплановых мероприятий, позволивших выработать более эффективные механизмы выплаты и ускорить разрешение проблем, проявившихся в самом начале пути. Подчеркну, что не все задачи на этом направлении, равно как и в части обеспечения жильем, еще решены и свою работу Комитет не считает завершенной.

Существует целый ряд важных и знаковых для обеспечения военной безопасности России проблем, над разрешением которых работал наш Комитет, осуществляя свою плановую повседневную деятельность в течение весенней и осенней сессий 2012 года, а также оперативное реагирование на острые вопросы, связанные с «узкими местами» в военном реформировании.

Новое военно-административное деление Российской Федерации, создание Войск воздушно-космической обороны, перераспределение сфер ответственности Генерального штаба и главных командований видов Вооруженных Сил, а также целый ряд других трансформаций, которые, с одной стороны, были продиктованы объективными закономерностями развития, а с другой стороны, — вызывали сомнения с точки зрения их содержательного наполнения и реализации на практике, потребовали предметного изучения Комитетом. К ним, в частности, относятся комплекс проблем вокруг функционирования объединенных стратегических командований, комплектования военнослужащими по призыву и по контракту, формирование, финансирование и реализация Государственного оборонного заказа и другие. Данными обстоятельствами было продиктовано, например, проведение выездного расширенного заседания Комитета в г. Хабаровске, на котором были рассмотрены проблемы функционирования и нормативно-правового обеспечения деятельности объединенных стратегических командований на примере Восточного военного округа.

Подчеркну, что Комитет регулярно проводит расширенные заседания и другие мероприятия, выезжая в военные округа и войска, в приграничные и другие субъекты Российской Федерации, на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Всего в 2012 году Комитетом было проведено 3 выездных расширенных заседания. В ходе их проведения вскрывались проблемы в нормативно-правовом обеспечении обороны и безопасности страны, финансировании государственного оборонного заказа, социальном обеспечении военнослужащих, другие проблемы в сфере национальной безопасности. В результате непосредственного общения на местах были выработаны решения и рекомендации, которые во многом нашли свою реализацию в законодательных инициативах сенаторов, обращениях к Президенту Российской Федерации, в Правительство России, в соответствующие министерства и ведомства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Среди животрепещущих проблем обеспечения военной безопасности России в 2012 году на «передовой» закономерно оказалась проблема оснащения армии и флота современным оружием, непосредственно связанная с разрешением вороха проблем в сфере военной науки, формирования и исполнения гособоронзаказа, разработки, создания и производства вооружения, военной и специальной техники, всестороннего обеспечения военно-технических потребностей обороны. В течение года Совет Федерации и наш Комитет неоднократно обращались к обсуждению различных вопросов, тем или иным образом касающихся указанных сфер деятельности, стараясь работать на опережение.

Среди наиболее значимых и результативных мероприятий, организатором и исполнителем по которым был наш Комитет, отмечу Парламентские слушания на тему «Состояние и проблемы модернизации военно-промышленного комплекса Российской Федерации» (16 февраля).

В Парламентских слушаниях приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Правительства, Администрации Президента Российской Федерации, Общественной и Счётной палат, руководители предприятий, представители 57 субъектов Российской Федерации, учёные, представители общественных организаций. С докладами выступили Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко и Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, председатель Военно-промышленной комиссии Российской Федерации при Правительстве России Д.О. Рогозин.

Участники слушаний отметили, что в современных условиях военно-промышленный комплекс Российской Федерации выступает важнейшим, а в некоторых регионах — системообразующим сегментом экономики, действенным средством разрешения проблем социального положения и трудовой миграции населения, сохранения и развития интеллектуального, научного, производственного и кадрового потенциалов государства, обеспечения достойного настоящего и процветающего будущего российских граждан.

Отмечу, что развернутые рекомендации парламентских слушаний были подготовлены нашим Комитетом совместно с представителями Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации. По целому ряду позиций, изложенных в рекомендациях, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации были приняты соответствующие решения, направленные на совершенствование законодательных и организационно-правовых основ функционирования оборонно-промышленного комплекса и создание оптимальных условий для его модернизации. В частности, из ведомственного управления Минобороны России было выведено Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.

Реализуя решения, принятые по результатам парламентских слушаний, заседаний Комитета, «круглых столов», посещений предприятий ОПК, в настоящее время Комитет ведет работу над законопроектами о государственном оборонном заказе и о федеральной контрактной системе, в которых мы стараемся реализовать целый ряд мер, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 603, предложений, высказанных участниками Парламентских слушаний и поддержанных Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации. В частности, в Государственную Думу нами направлено более 40 поправок к данным законопроектам, которые касаются вопросов ценообразования и ответственности министерств, ведомств и производителей продукции военного назначения за формирование, финансирование и исполнение гособоронзаказа.

Спецификой работы нашего Комитета является то, что большинство вопросов, отнесенных к его ведению в соответствие с Регламентом палаты, носят общефедеральный характер. В этом плане законодательное регулирование деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности, в первую очередь так называемых «силовых структур», выстраивается с учетом основных приоритетов национальной безопасности.

В рамках законодательного обеспечения приоритета — национальная оборона в части совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил, повышения привлекательности и престижа военной службы результатом нашей работы стали разработка и внесение в Государственную Думу двух проектов федеральных законов.

Идеи о разработке данных законопроектов содержались в предложениях Координационного совета уполномоченных по правам человека в Северо-Западном федеральном округе, поступивших в адрес Председателя Совета Федерации В. И. Матвиенко. Проекты законодательных инициатив, подготовленные в Комитете, были поддержаны участниками расширенного заседания Комитета на тему «О состоянии и проблемах реализации полномочий органов государственной власти по подготовке и призыву граждан на военную службу» (на примере г. Москвы и Московской области), состоявшегося в марте 2012 года, после чего они были направлены в Государственную Думу.

В частности, учитывая напряженную обстановку с призывом граждан на военную службу и большое количество так называемых «уклонистов», мною, вместе с членами Совета Федерации С. М. Киричуком, В. Ф. Кулаковым, В. Н. Масловым, А. Н. Савенковым, Е. А. Серебренниковым, Н. А. Федоряком, Н. А. Фроловым в марте 2012 года внесен в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в части закрепления обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, самостоятельно являться в структурное подразделение военного комиссариата для получения повестки об участии в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу).

По нашему мнению, его принятие обеспечит большую нормативную определенность порядка и процедур призыва граждан на военную службу, снизит финансово-экономические затраты на реализацию мероприятий по призыву, включая обеспечение явки военнообязанных в военкоматы, минимизирует действие коррупциогенных факторов при призыве на военную службу. В целом, изменения, предусматриваемые законопроектом, как отмечают многие эксперты, будут способствовать устранению неравенства граждан Российской Федерации в реализации конституционных прав, свобод и обязанностей.

Кроме того, вашим покорным слугой подготовлен и внесен в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающий установление гарантий на предоставление прежней работы (должности) работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу. Известно, что в настоящее время, добросовестно исполняя конституционную обязанность перед государством, многие призывники теряют работу без права на ее восстановление после службы, либо пополняют ряды «уклонистов» от военной службы, стараясь ее сохранить. Такое положение несправедливо. Более того, мы считаем, что отрицательная позиция бизнес-сообщества, выраженная в отзыве Правительства на данный законопроект, не согласуется с потребностями общества и поручениями Президента России В. В. Путина о мерах по повышению престижа и привлекательности военной службы путем предоставления льгот и преференций для граждан, прошедших военную службу по призыву.

Учитывая неоднозначные оценки, которые получили оба законопроекта, мы намерены отстоять свои позиции при их рассмотрении в Государственной Думе.

В течение года Комитетом была проведена большая работа по обеспечению деятельности Координационного Совета при Председателе Совета Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, Экспертного Совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации, экспертного совета, функционирующего при нашем Комитете. Большую роль в повышении результативности законотворческой деятельности имело участие членов Комитета в работе Межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации, в Государственной пограничной комиссии Российской Федерации, в Правительственной комиссии по военно-техническим вопросам.

Важным направлением деятельности Комитета является решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, ветеранов войн и военной службы в части совершенствования систем денежного довольствия и пенсионного обеспечения, обеспечения жильем, медицинского обслуживания и медико-психологической реабилитации указанной категории лиц, страхования военнослужащих, совершенствования кадровой политики, военно-патриотической и военно-шефской работы.

Результатом работы на данном направлении стало внесение в Государственную Думу нескольких законопроектов, подготовленных в нашем Комитете. В частности, отмечу законопроект «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в части выплаты гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года, денежной компенсации при невозможности обеспечить их жилыми помещениями), который был поддержан Правительством Российской Федерации и депутатами Государственной Думы. С его принятием мы «закроем» еще один законодательный пробел и ликвидируем социальную несправедливость в отношении данной категории российских граждан.

Учитывая высокую социальную значимость проблем, вызванных сокращением количества военных городков в ходе реформирования военной инфраструктуры, депутатом Государственной Думы М. Л. Шаккумом и мною был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный федеральный закон, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом России, устанавливает возможность передачи военного недвижимого имущества в собственность муниципальных районов.

Вместе с тем, проблемы на данном участке «фронта», как показала практика 2012 года, не могут быть решены только на «законодательном поле». В данной связи нашим Комитетом совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера был проведен «круглый стол» на тему: «Проблемы финансового обеспечения содержания имущества военных городков после его передачи в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Участие в работе «круглого стола» представителей Правительства России, регионов и муниципальных образований, заинтересованное профессиональное обсуждение путей решения задач межведомственного характера в данной сфере позволило продвинуться к намеченной цели — сделать процесс передачи как можно более быстрым, прозрачным, финансово обеспеченным и безболезненным для населения.

В целом же, касаясь вопросов имущественного характера, которые решаются Минобороны России в соответствии со сложившимся порядком, в том числе ставших причиной коррупционных скандалов в 2012 году, отмечу следующее. По моему мнению и мнению моих коллег-сенаторов, исполнение функций Росимущества структурами Минобороны является реализацией функции, не свойственной Минобороны как военной организации. Дошло до смешного — газета «Красная звезда» в последнее время больше походит на биржевые ведомости, чем на печатный орган Вооруженных Сил.

Полагаю, что данная проблема требует немедленного разрешения, равно как и проблема оптимизации так называемого «военного аутсорсинга». Кстати, наш Комитет, рассмотрев вопросы создания суперхолдинга «Оборонсервис» еще в 2010 году, по результатам мониторинга его деятельности направил ряд предложений в Совет Безопасности России и в Счетную палату Российской Федерации о необходимости оценки полезности и эффективности данной структуры в мирное и военное время.

Как известно, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе в составе миротворческих сил, в соответствии с Конституцией Российской Федерации отнесено к ведению Совета Федерации и возложено на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. В целях изучения обстановки в регионах коллективной безопасности, контроля полноты выполнения частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации поставленных задач, в сентябре члены Комитета посетили Республику Абхазия и Республику Армения, где дислоцированы воинские подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации и Пограничной службы ФСБ России. В ходе визитов члены Комитета ознакомились с содержанием и результатами служебной деятельности российских военнослужащих. Особое внимание было уделено изучению обустройства, условий боевой службы, быта личного состава, состоянию боевой техники и вооружения. Члены Комитета встречались с руководством законодательной, исполнительной власти стран присутствия, с которым обсуждались вопросы, связанные с нахождением российских военнослужащих на территории их стран.

Результаты работы делегации в Армении показали, что военнослужащие 102-й военной базы и органов Пограничной службы ФСБ России в Республике Армения с честью выполняют свой воинский долг, в сложных условиях поддерживают боевую готовность и бдительно несут боевое дежурство. Проблемы, выявленные в ходе визита, носят межведомственный характер и связаны, в первую очередь, с материально-техническим и финансовым обеспечением частей и подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации, дислоцированных на территории Республики Армения. В целях их разрешения Комитетом направлены обращения и предложения в соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации.

По итогам обоих визитов сделан вывод о том, что российские воинские подразделения выполняют возложенные на них задачи в полном объеме.

В условиях нарастания тенденции несовпадения национальных интересов многих государств, члены Комитета особое внимание уделяли обсуждению вопросов в области разоружения, поддержания стратегической стабильности в мире, урегулированию конфликтов. Вопросы межгосударственных отношений в области обороны и безопасности рассматривались и анализировались в тесном деловом контакте с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, с профильными комитетами Совета Федерации и Государственной Думы.

Важным направлением международного военно-политического сотрудничества и межпарламентской деятельности Комитета было развитие связей с парламентами зарубежных государств, международными парламентскими структурами. Только в стенах Совета Федерации проведено 11 встреч и бесед членов Комитета с делегациями зарубежных парламентов, военно-учебных заведений и дипломатическими представителями иностранных государств. В беседах большое место занимали вопросы совместных действий в кризисных и чрезвычайных условиях, развития международного режима контроля над вооружениями, борьбы с международным терроризмом, пиратством, взаимодействия по поиску и спасению на море, тыловому обеспечению.

В ходе зарубежных поездок сенаторы стремились придать дополнительный импульс сотрудничеству в целях создания на международно-правовой основе равной и неделимой безопасности во всех измерениях: военно-политическом, экономическом и гуманитарном.

Поскольку пространство СНГ продолжает оставаться основной сферой интересов России, в работе Комитета большое внимание уделялось участию в работе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Парламентского Собрания Союза России и Белоруссии, контактам с парламентариями стран, входящих в эти организации, а также в Шанхайскую организацию сотрудничества.

Как председателю Комитета, мне выпало право принять участие в выездном заседании Координационного совещания председателей комитетов (комиссий) по обороне и безопасности парламентов государств — членов ОДКБ в Республике Армения (18–19 сентября), участники которого выступили в качестве наблюдателей в совместном учении Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2012».

Следует подчеркнуть, что с точки зрения оперативности, разнообразия и эффективности Комитет старается не оставаться во власти прежних форм и методов работы. Весной 2012 года нами впервые была успешно опробована новая форма проведения крупных международных мероприятий на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий.

12 апреля 2012 года Комитет совместно с Секретариатом ОДКБ провел XI международную научно-практическую конференцию, посвященную юбилейным датам Организации Договора о коллективной безопасности в формате видеоконференции. В работе приняли участие находящиеся в столицах государств — членов ОДКБ парламентарии, представители заинтересованных министерств и ведомств, национальных экспертных сообществ.

Этой же весной мы, используя информационно-коммуникационные воз­можности Совета Федерации, в течение двух месяцев проводили изучение правоприменительной практики социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на федеральном и региональном уровне посредством проведения интернет-конференции. В ходе нее было собрано и проанализировано значительное количество справочно-аналитических и других материалов, конкретных предложений по совершенствованию законодательства в сфере социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей. Всего поступило, было изучено и обобщено около 150 материалов. Подавляющее большинство из них были отражены на интернет-сайте Комитета. Результаты анализа поступивших материалов подтвердили, что реализация нормативных правовых актов осуществляется зачастую неэффективно и не отвечает современным требованиям и возросшим экономическим возможностям государства, деятельность соответствующих органов в центре и на местах имеет серьезные упущения и недостатки.

По итогам этой работы в Комитете были подготовлены рекомендации, которые легли в основу нашей деятельности на данном направлении. В частности, они сыграли большую роль при подготовке к заседаниям Координационного Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, подготовки новых законодательных инициатив, которые мы планируем внести в Государственную Думу в ближайшее время.

В частности, одним из результатов заседания Координационного Совета на тему «Формирование условий гармоничного развития детей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов: правовое регулирование, проблемы и перспективы» стала разработка законодательной инициативы «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в части предоставления права на получение ежемесячной денежной компенсации членами семьи в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам семей военнослужащих или граждан, проходивших военные сборы, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке пропавшими без вести. В настоящее время пропавшими без вести в период боевых действий в Афганистане числится 130 военнослужащих, на Северном Кавказе — 334 военнослужащих.

В 2012 году Комитет провел большую аналитическую работу, привлекая к ней видных отечественных ученых, специалистов органов исполнительной власти, работающих в сфере обеспечения обороны страны, среди которых, я уверен, есть и читатели Вашего журнала.

От имени членов нашего Комитета благодарю всех экспертов, принимавших участие в этой работе, за высокий профессионализм, научность и системный подход к решению задач в сфере национальной безопасности и надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Повседневную работу Комитета обеспечивали сотрудники аппарата, которые осуществляли экспертизу законопроектов и принятых Государственной Думой федеральных законов, обеспечивали подготовку и проведение различных мероприятий в соответствие с планами работы Совета Федерации и Комитета. Отмечу, что все государственные гражданские служащие, работающие в аппарате Комитета, являются специалистами высокой квалификации, имеют большой опыт военной и правоохранительной службы. Данное обстоятельство помогает решать задачи, стоящие перед Комитетом на высоком организационном и профессиональном уровне.

В заключение подчеркну, что, изложив свои взгляды на некоторые результаты работы нашего Комитета в 2012 году, я выражаю лишь свою субъективную точку зрения с позиции его председателя.

Общую итоговую оценку нашей работы, по моему мнению, ставить вам, читатели журнала «Арсенал Отечества», всем тем людям, для которых понятие «военная безопасность России» всегда наполнено не пустыми декларациями и политкорректными речевыми оборотами, за которыми, зачастую, скрывается некомпетентность и полное безразличие к судьбам армии и флота, настоящему и будущему Отечества.

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru