Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (41) за 2019 г.

Военный эксперт Алексей Леонков

2 мая 1982 года британская атомная подводная лодка HMS Conqueror, выполнявшая патрулирование вне 200 мильной исключительной экономической зоны Соединенного Королевства около Фолклендских островов, залпом из трех торпед Mark 8 потопила возвращавшийся на базу аргентинский легкий крейсер ARA General Belgrano. Сопровождавшие крейсер эсминцы не смогли обнаружить подводную лодку с помощью своих сонаров AN/SQS-4 (дальность обнаружения подводных целей до 4 км) и не пришли на помощь тонувшему крейсеру из-за тумана. В результате затопления крейсера погибли 323 человека.

Инцидент с аргентинским крейсером оказался первой торпедной атакой атомной подводной лодки после Второй мировой войны. Несмотря на то, что с появлением противокорабельных ракет торпедное вооружение отошло на второй план, успех этой атаки показал, что недооценивать этот вид вооружения не стоит. Поэтому программы создания торпед получили «второе дыхание» также, как и проекты совершенствования противолодочных систем обнаружения и поражения для надводных кораблей.
Как известно, подводная лодка обладает преимуществом перед кораблем по дальности обнаружения сонара. При этом современные гидроакустические станции (ГАС) кораблей максимально затрудняют выход подводных лодок на дистанцию стрельбы торпедами. Если главная цель, такая как авианосец или корабль 1-го ранга, идет в составе противолодочного охранения, то задача ее поражения усложняется в несколько раз.
Многие специалисты считают, что минимальная эффективная дистанция стрельбы торпедами с борта подводной лодки по одиночной цели, имеющей ГАС, должна быть минимум 45 кабельтовых (8 км). Естественно, эта цифра условная, т.к. дальность обнаружения кораблем подводной лодки зависит от гидрологии, рабочих параметров ГАС и характера маневров подлодки. К тому же современные подводные лодки редко используют активную акустику, работая по целям пассивным трактом шумопеленгования гидроакустического комплекса (ШП ГАК). Такой метод поиска целей практически не демаскирует подводную лодку и позволяет ей обнаруживать сильно шумящую цель на дистанции до 200 кабельтовых (35 км), а, если цель работает активными ГАС, расстояние может вырасти до 270 кабельтовых (50 км). Групповые цели, как правило, обнаруживаются на дистанции 220 кабельтовых (40 км), а, если проводят активную противолодочную оборону, расстояние превышает 600 кабельтовых (111 км).
Большинство кораблей имеют в составе бортового оборудования не только ГАК и ГАС, способных обнаружить подлодку, но и специализированные противолодочные вертолеты с опускаемыми ГАС, которые позволяют расширить зону поиска подводных лодок до 220 кабельтовых (40 км). Поэтому корабельная ударная группа (КУГ) или авианосная ударная группа (АУГ) при боевом походе выстраивается в несколько кильватерных колонн так, чтобы расстояние между кораблями было равно 1,75 дальности действия ГАС, создавая таким образом сплошное кольцо гидроакустического наблюдения.
Сочетание работы ГАС кораблей и противолодочной авиации повышают эффективность противолодочной обороны, но не дают 100% гарантии обнаружения подводной лодки до тех пор, пока она не начнет атаку торпедным или противокорабельным оружием. Дело в том, что современные подводные лодки становятся менее шумными не только благодаря пульсирующему гидрореактивному движителю, но и специальному прорезиненному покрытию корпуса - так называемому «безэховому покрытию», которое фактически гасит звуковые волны от ГАС корабля.
Таким образом, подводная лодка может подойти достаточно близко к цели для проведения скрытной торпедной атаки. Благодаря развитию торпедного вооружения максимальная дистанция для пуска торпед выросла до 200 кабельтовых (35 км). Так, американская универсальная дистанционно управляемая торпеда Mk-48 способна преодолеть это расстояние на скорости 55 узлов (свыше 100 км/ч) за 20 минут. Большую часть своего маршрута Mk-48, имеющая активную и пассивную систему самонаведения, совершает в режиме пассивного шумопеленгования на глубине до 200-300 метров. Выполняя режим атаки «вдогон цели», торпеда на конечном участке может выйти в кильватерный след корабля и поразить его ниже ватерлинии.
«Сегодня торпеды имеют большую дальность хода – до 50 км и несут большой запас взрывчатого вещества - до 500 кг в тротиловом эквиваленте. Подрыв такого мощного устройства под днищем корабля приводит к его разрушению. И на сегодняшний день мы находимся в ситуации, когда возможности торпед превышают потенциал средств противодействия кораблей» — констатировал Константин Дробот, главный конструктор ГНПП «Регион» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»).
Слова главного конструктора подтверждаются тем фактом, что ВМС США на регулярной основе проводят учения с реальными пусками торпед в среднем по 250-300 пусков в год. Такое количество связано не только с дешевизной пуска торпеды по сравнению с противокорабельной ракетой, но и с тем, что в США торпеды считают «высокоточным комплексом для скрытного поражения целей с большой дистанции».
Появление в арсенале подводных лодок высокоточных торпед изменило задачи противолодочной обороны корабля. Теперь кораблям надо не только искать и уничтожать подводные лодки, но как-то ликвидировать атакующие малозаметные торпеды. Последняя задача оказалась довольно сложной, поскольку существующие ГАС российских кораблей в основном были предназначены для борьбы с подводными лодками и частично с торпедами, используя в качестве средства уничтожения реактивный бомбомет РБУ-1200 «Ураган».
В арсенале бомбомета есть реактивные глубинные бомбы РГБ-12  — это, по сути, неуправляемые реактивные снаряды с фугасной боевой частью, которые способны на глубине до 600 метров уничтожить подводную лодку. Против торпед использовались реактивные снаряды двух типов – первые создавали ложный акустический сигнал для увода торпеды от корабля, вторые на пути торпеды создавали минное поле. Вероятность отражения атаки подводной лодки, которая применила по кораблю торпеды, колебалась в пределах 0,65-0,85, а появление высокоточных торпед и малошумных подводных лодок снизило этот показатель к предельно допустимым величинам.
Поэтому потребовалось разработать специализированный комплекс со специализированной ГАС обнаружения торпед, а также определиться с более эффективным противоторпедным видом оружия.
Скоростные и точные
Исследования по возможности эффективного поражения атакующих торпед антиторпедами были начаты в ГНПП «Регион» во второй половине 80-х годов прошлого века. В качестве прототипов будущих антиторпед были выбраны авиационные скоростные противолодочные ракеты АПР-2 и АПР-3, которые получили высокую оценку у командования морской авиации ВМФ СССР.
Новая антиторпеда, согласно тактико-техническим требованиям заказчика, должна была не только обеспечить высокоскоростной перехват атакующей торпеды, но и выполнить жесткие требования поражения цели по критерию «разрушение корпуса», и тем самым выполнить задачу противоторпедной защиты (ПТЗ) подводной лодки и корабля.
В начале 90-х годов была поставлена задача разработки ПТЗ корабля с гарантированным результатом применения антиторпед. Работы над созданием нового оружия, помимо ГНПП «Регион», велись в НИИ «Морской теплотехники» и на заводе «Дагдизель» (обе организации входят в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»).
Несмотря на тяжелые 1990-е годы, коллектив ГНПП «Регион» под руководством Генерального директора Евгения Шахиджанова смог организовать испытания первых в мире макетных образцов антиторпед, которые поразили скоростные цели, имитирующие американскую торпеду Mk-48. Испытания прошли на Феодосийском полигоне ВМФ в 1998 году в сложных гидрологических условиях. Результаты испытаний были учтены при разработке комплекса противолодочной и противоторпедной защиты «Пакет-Э/НК»
«Первое назначение нашего комплекса - это непосредственно уничтожение атакующих корабль подводных лодок. А второе предназначение – защита корабля от торпедных атак. Собственно, комплексом проект называется неслучайно. До сих пор велась разработка отдельных составных частей – гидроакустических станций, пусковых установок, системы управления и оружия. Затем все эти подсистемы сводились на корабле, и начиналась сложная отладка. В ходе доработок приходилось устранять много нестыковок. Здесь же командование флота подошло с другой стороны: обозначило требуемые параметры комплекса противолодочного и противоторпедного вооружения и потребовало, чтобы разработчик полностью отвечал за эффективность решения всех вопросов, – продолжил свой рассказ главный конструктор комплекса «Пакет-Э/НК» Константин Дробот. - Главным новшеством нашего комплекса стало автоматизированное решение противоторпедных задач. Система самостоятельно обнаруживает атакующую торпеду, производит расчеты, дает целеуказание и производит пуск. От командира требуется лишь дать разрешение на применение оружия».
Такие противолодочные и противоторпедные требования оказали большое влияние на состав перспективного комплекса. Сегодня в состав комплекса «Пакет-Э/НК» входят:

  • малогабаритная антиторпеда АТЭ;
  • малогабаритная торпеда для поражения подводных лодок;
  • пусковая установка;
  • гидроакустическая системаобнаружения торпед и целеуказания;
  • система управления комплексом;
  • противолодочная МПТ.

Малогабаритная противолодочная торпеда (МПТ) оснащается акустической системой наведения, разработанной ГНПП «Регион», которая позволяет обнаруживать и поражать подводные лодки вероятного противника на дальностях до 10 км. Помимо акустической системы наведения на борту установлена инерциальная навигационная система, которая обеспечивает высокоточный выход МПТ в район цели. Глубина хода торпеды соответствуют глубинам хода современных подводных лодок. Максимальная скорость – 50 узлов. Малый вес и габариты позволяют использовать торпеду МТТ в качестве вооружения надводных кораблей, подводных лодок и противолодочной авиации.
Антиторпеда
Антиторпеда для быстрого разгона и уничтожения обнаруженной торпеды оснащается реактивным двигателем и способна разгоняться до 50 узлов. Поиск и захват цели антиторпеда осуществляет активно-пассивной головкой самонаведения и «разрушает ее корпус» благодаря фугасной боевой части.
Запуск торпеды МПТ и антиторпеды осуществляется при помощи универсальной пусковой установки в любых метеоусловиях при волнении моря не более 5 баллов и скорости корабля до 20 узлов.
ГАС «Пакет-АЭ»
Гидроакустическая система «Пакет-АЭ» имеет в своем составе гидроакустический комплекс с подкилевой антенной и ГАС с буксируемой антенной. ГАС «Пакет-АЭ» позволяет выполнять следующие задачи:

  • автоматизированное обнаружение атакующих торпед;
  • автоматизированное определение параметров атакующих торпед;
  • выработка исходных данных для целеуказания;
  • передача данных в систему управления комплекса.

Таким образом комплекс «Пакет-Э/НК» автономно или в составе корабельного контура противолодочной обороны и противоторпедной защиты обеспечивает в автоматическом или автоматизированном режимах:

  • по данным корабельных гидроакустических комплексов и станций выработку целеуказания на применение малогабаритной противолодочной торпеды;
  • обнаружение, классификацию и определение параметров движения торпед, атакующих корабль, выработку целеуказания на применение антиторпеды;
  • предстартовую подготовку модулей боевых средств, выработку и ввод в них стрельбовых данных, выстреливание АТЭ и малогабаритной противолодочной торпедой;
  • управление пусковыми установками.

Близкие аналоги
«Исторически сложилось так, что в торпедостроении мы долгое время находились в роли догоняющих. И по торпедам малого калибра мы до определенного этапа уступали зарубежным разработчикам. Но теперь создан образец, который не только сравнялся с лучшими зарубежными аналогами, но и по некоторым характеристикам даже превосходит их», – утверждает главный конструктор комплекса «Пакет-Э/НК» Константин Дробот. И это не пустые слова, т.к. они основаны на сравнении эффективности работы комплекса с аналогичными комплексами других стран.
Разработка комплексов ПТЗ с антиторпедами на Западе производилась в ФРГ (ПТЗ с антиторпедой SeaSpider) и в США (TTDS с антиторпедой Tripwire), а также в Италии и Франции (ПТЗ с антиторпедой MU90HK).
SeaSpider
Разработка антиторпеды SeaSpider ведется с конца 90-х годов прошлого века немецкой фирмой Atlas Elektronik GmbH. Задумывавшийся как амбициозный проект создания эффективной ПТЗ, после серии неудачных испытаний и исчерпании выделенного Министерством обороны ФРГ бюджета был закрыт в 2013 году. Малогабаритная антиторпеда SeaSpider, развив максимальную скорость в 40 узлов, могла поражать только тихоходные торпеды-цели, шедшие на скоростях не более 25 узлов.
В апреле 2019 года Atlas Elektronik GmbH отчиталась об успешных морских испытаниях антиторпеды SeaSpider. В качестве целей использовались торпеды DM2A3 (максимальная скорость 35 узлов) и Mk-37 (максимальная скорость 26 узлов). Как видно, немецкие разработчики немного продвинулись вперед и до окончательного успеха им предстоит испытать SeaSpider с более скоростными торпедами DM2A4, Mk-46 и Mk-48.
Tripwire (Mk46 mod.7 АТТ)
В начале 90-хгодов Naval Sea Systems Command (NAVSEA - командование кораблестроения и вооружений) совместно с лабораторией Пенсильванского университета начали работать над программой «создания новых средств противоторпедной защиты с целью сохранить преимущества подводных лодок и кораблей Военно-морского Флота Соединенных Штатов Америки над противником».
В 2007 году появились сведения об успешных испытаниях комплекса Torpedo Defense System (TDS) AN/WSQ-11 с антиторпедами Tripwire на борту десантного корабля «Кливленд». После такого успеха было принято решение об установке комплексов ПТЗ Tripwire на все корабли ВМС США.
Однако гибель в 2010 году южнокорейского корвета PCC-772 «Чхонан» от торпеды северокорейской подлодки во время военно-морских учений Foal Eagle, проводимых с кораблями ВМС США, инициировала запрос командования 5-го флота США о пересмотре результатов испытаний ПТЗ Tripwire, установленных на авианосцах. Результаты повторных испытаний оказались неутешительными – на трех авианосцах «Джордж Буш», «Теодор Рузвельт» и «Дуайт Эйзенхауэр» система  Tripwire нигде не сработала на 100%. Несмотря на постоянные доработки установленного оборудования, командование Военно-морского Флота Соединенных Штатов Америки приняло решение заморозить установку данной системы на корабли и подводные лодки.
В результате разразившегося в октябре 2018 скандала в Конгрессе США было принято решение о демонтаже всех установленных комплексов противоторпедной защиты Tripwire. В итоговом документе Комиссии Конгресса было сказано следующее: «Подсистема обнаружения продемонстрировала «некоторую способность» обнаруживать торпеды, но ее эффективность и вероятность ложных тревог неизвестны; антиторпеда продемонстрировала «некоторую способность» поразить атакующую торпеду, однако имеет «неизвестную надежность», а ее эффективность при поражении целей «так и не была проверена».
MU90HK
Антиторпеда MU90HK разрабатывалась как модификация торпеды MU90 специально созданным консорциумом EEIG Euro Torp, в который вошли такие страны, как Франция, Италия, Федеративная Республика Германия, Дания, Австралия и Польша. Предполагалось, что MU90HK будет быстрее легкой торпеды MU90, но кроме заявлений, иных сведений по антиторпеде нет.
К тому же программа по торпеде MU90 оказалась под угрозой закрытия со всеми своими модификациями из-за финансовых проблем и результатов испытаний. Помимо этого, на проект существенно повлиял разрыв между итальянскими (компания Whitehead Alenia Sistemi Subacquei S.p.A) и французскими (компания Thomson-CSF из группы Thales) разработчиками. Поэтому проект создания антиторпеды MU90HK отложен до лучших времен.
Заключение
Безусловно, комплекс противолодочной и противоторпедный защиты «Пакет — Э/НК» — это результат научно-технической мысли и плодотворного труда, который внес в обороноспособность России весь коллектив ГНПП «Регион» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») и кооперация соисполнителей. «Пакет-Э/НК» по своим характеристикам действительно превзошел зарубежные аналоги, которые находятся на разных стадиях разработок. Естественно, работы по комплексу продолжаются и помимо фрегатов (проект 22350) и корветов (проект 20380 и 20385), комплекс может быть установлен на корабли 1-го ранга.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru