Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (35) за 2018 г.

Военные эксперты Алексей Леонков и Валерий Базалевский

В соответствии с наставлением АТР-ЗЗ (NATO Tactical Air Doctrine) по применению тактической авиации объединенных ВВС НАТО, воздушная разведка является видом боевого обеспечения воздушных, наземных и морских операций и призвана, прежде всего, удовлетворять потребности командования группировки ОВС НАТО на ТВД в достоверной информации о противнике в реальном масштабе времени.

В рамках стратегической операции на театре военных действий (ТВД) воздушная разведка (ВР) проводится одновременно с действиями основных сил, а также с привлечением спутников-разведчиков и стратегической разведывательной авиацией ВВС США и НАТО. В ходе боевых действий роль воздушной разведки еще более повышается. Резко возрастает количество объектов, сведения которых необходимо получить в кратчайшие сроки, поэтому к ведению разведки привлекаются экипажи, выполняющие боевые вылеты для решения других задач.

Краткая история

Первое применение воздушной разведки США состоялось в 1916 г. во время экспедиции генерала Джона Першинга против мексиканских повстанцев. 15 самолетов «Дженни» из состава  1-я авиаэскадрильи обеспечили командование Першинга подробнейшими данными фото- и визуальной разведки района боевых действий. В Первую мировую войну США активно использовали для ведения воздушной разведки авиацию и воздушные шары из состава Корпуса связи США.
В 1918 г. в США была создана Армейская авиационная служба (Army Air Service). Под ее управлением задачи воздушной разведки выполняли уже несколько авиаэскадрилий и 23 роты воздушных шаров. В середине 1926 г. Силы и средства воздушной разведки США были объединены в составе Армейского авиационного корпуса (Army Air Corps). Его основной задачей в то время являлось воздушное наблюдение. Незадолго до этого в феврале того же года в американских посольствах появились первые военно-воздушные атташе.  27 июня 1972 г. воздушная разведка США получила организационную структуру в виде Разведывательной службы военно-воздушных сил (Air Force Intelligence Service). Её руководитель одновременно становится заместителем начальника штаба ВВС США по разведке в звании генерал-майора. 1 октября 1993 г. разведслужба ВВС была переименована в Управление воздушной разведки (Air Intelligence Agency), а 8 июня 2008 г. в Управление разведки, наблюдения и рекогносцировки военно-воздушных сил (Air Force Intelligence, Surveillance and Reconnaissance Agency).

Авиационная техника, применяемая для ведения воздушной разведки, также претерпевала существенные изменения. С момента первого применения авиации выполнение разведывательных задач осуществлялось методом визуального наблюдения. Осознав неоценимый вклад материалов воздушной разведки, командование ВС США придавало огромное значение совершенствованию технической оснащенности разведывательной авиации. Появились первые аэрофотоаппараты, обеспечивавшие широкий захват на местности и высокое качество получаемого изображения в условиях эволюций самолета-разведчика. Разрабатывались и внедрялись в войска технические средства обработки аэрофотоматериалов, позволяющих в короткие сроки проявлять и дешифрировать значительные объемы фотопленок, изготовлять информативные и масштабные разведдокументы, дающие возможность командованию более точно оценивать складывающуюся обстановку в зоне боев.
Наряду с истребителями и бомбардировщиками, оснащаемыми аэрофотоаппаратурой, появляются специализированные самолеты способные решать разведывательные задачи. Так, с началом холодной войны в США создаются самолеты-разведчики с уникальными на тот период свойствами. Самолеты U-2, декларируемые Соединенными Штатами как летательные аппараты для изучения верхних слоев атмосферы, становятся источником бесценных сведений о военном и промышленном потенциале зарубежных стран. Благодаря своим высотным качествам, они определенное время безнаказанно нарушали воздушное пространство Советского Союза и других стран, углубляясь на тысячи километров в глубь его территории. Каждый вылет U-2 приносил руководству разведывательного сообщества США огромный объем подробной информации о расположении и состоянии важнейших оборонных объектов разведываемых стран. Лишь появление эффективных средств ПВО вынудило США отказаться от явного нарушения воздушного суверенитета. При этом самолеты типа U-2  и последующие его модификации по сей день активно используются для ведения стратегической разведки вдоль границ и в нейтральных водах (32 самолёта U-2S по прежнему в строю), заставляя командование государств предпринимать меры противодействия средствам разведки и сохранения своих военных и государственных тайн.
Появление эффективных средств ПВО не остановило, а усилило развитие специализированных средств и комплексов воздушной разведки. Появились уникальные самолеты разведчики SR-71, которые, используя исключительные высотные и скоростные качества, длительное время выполняли протяженные разведывательные полеты над территорией Советского Союза, невзирая на наличие современной истребительной авиации и наземных средств ПВО. Используя внезапность, на скоростях до 3000 км/час и больших высотах эти специализированные разведывательные самолеты, оснащенные разнообразной разведывательной  аппаратурой, могли выполнять задачи в условиях, когда истребительная авиация СССР просто не успевала совершить взлет и набор соответствующих высот и скоростей для уничтожения нарушителя.

Современное состояние воздушной разведки

С развитием радиоэлектроники у самолетов-разведчиков появились новые виды разведывательной аппаратуры, кардинально изменившие их функциональные возможности и способы ведения разведывательной деятельности. Появились оптико-электронные средства воздушной разведки, которые в сочетании с современными бортовыми средствами связи свели к минимуму сроки доведения развединформации, существенно повысив ее ценность и информативность. Появление инфракрасных систем позволило эффективно выполнять разведку в ночное время. Развитие бортовой радиолокационной аппаратуры расширило как пространственный размах контролируемой местности (с одновременным контролем земной поверхности шириной до сотен километров), так и диапазон условий применения, позволяя вскрывать скопления войск и объектов в сложных метеоусловиях, тумане, задымленности и запыленности, а также при применении противником способов маскировки. Средства воздушной радиотехнической разведки позволяют вскрывать типы, характеристики и местоположение радиоизлучающих объектов. Анализ этих данных дает представление о составе, принадлежности и состоянии войск и режиме функционирования их органов управления. Появление таких высокоинформативных и производительных средств позволяет производить воздушную разведку на значительную глубину, не нарушая при этом государственных границ.

В период 60-х и 70-х годов, несмотря на появление средств космической разведки, воздушная разведка США активно развивалась,  добывая те сведения, которые космические аппараты получить не могли из-за заранее известных орбит, облачности, инерционности процессов возврата с орбиты добытых разведматериалов. Наряду с пилотируемыми комплексами воздушной разведки в этот период активно начали применяться беспилотные средства. Массово запускались воздушные шары с автоматической разведывательной аппаратурой, которые на высотах 20-30 км становились трудной целью для средств ПВО.


Появление беспилотных летательных аппаратов (БЛА) открыло новую веху в развитии воздушной разведки. Решение ряда разведывательных задач значительно упростилось и удешевилось. БЛА позволили выполнять задачи в условиях действия средств ПВО без боязни потери личного состава. Длительность полета БЛА обеспечивает непрерывность ведения разведки и не позволяет разведываемой стороне сохранять скрываемые сведения, ограничивая время действия своих средств ВВТ на период пролета разведчика. Пилотируемые средства не способны столь длительно (до 10-30 часов) решать разведывательные задачи из-за физиологических ограничений экипажа. Появление БЛА с существенно меньшими по сравнению с пилотируемой авиацией размерами позволило максимально приблизить процессы планирования, добывания, обработки и доведения данных воздушной разведки непосредственно к командованию тактических подразделений.
Несмотря на существенный прогресс в области беспилотной авиации, появления широкой номенклатуры БЛА весом от десятка тонн до сотен граммов, количество типов пилотируемых самолетов-разведчиков не только не уменьшается, а наоборот растет. Современные ВС США и NATO имеют на вооружении различные  пилотируемые самолеты-разведчики: от стратегических типа RC-135, P-8 Poseidon, RС-130 до оперативно-тактических типа Тornado, Sentinel R.1 CF-18, Shadow R.1,  RC-12 и другие. При этом основу стратегической разведывательной авиации НАТО составляют силы США.
Тактическая разведывательная авиация состоит в основном из разведчиков США, Великобритании, Франции. В США для эффективного управления силами и средствами воздушной разведки экипажи самолетов-разведчиков организационно объединены в авиационные крылья. При этом имеются формирования беспилотной авиации (9-ое авиакрыло ВВС США  оснащенное комплексами типа RQ-4 Global Hawk), стратегической пилотируемой авиации с самолетами типа RC-130 и U-2, а также смешанные авиакрылья пилотируемой и беспилотной разведывательной авиации.
Несмотря на развитие космических средств разведки, беспилотных авиационных комплексов и наземных систем радиоэлектронной разведки, пилотируемая разведывательная авиация развивается как первооснова информационных средств вооруженных сил США и НАТО.  


В НАТО уже активно реализуются при участии США масштабная инициатива Towards NATO Forces 2020, рассчитанная на перспективу до 2025 года. Она позволит вооруженным силам НАТО повысить «устойчивость управления, степень осведомленности о противнике и своих силах, эффективность разведывательных средств и сократить время принятия решения на применение войск и систем оружия». Ключевыми элементами инициативы должна стать система дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией AWACS-NATO и автоматизированная система воздушной разведки наземной (надводной) обстановки AGS (Air Ground Surveillance), включающая средства оперативно-тактической воздушной разведки и наземные комплексы обработки видовой и радиолокационной информации. 

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2018 год. Издание выходит с 2012 года с периодичностью 6 раз в год.

Стоимость годовой подписки — 9 000 руб.

По вопросам подписки или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву (sbuga1960@yandex.ru+7 (916) 337-14-17)