Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5(13) за 2014 г.

В Москве состоялась Вторая Всероссийская конференция «Закупки в оборонно-промышленном комплексе»
18 ноября 2014 года Национальная ассоциация институтов закупок при поддержке компании «Синапс-Мск» провела Вторую Всероссийскую конференцию «Закупки в оборонно-промышленном комплексе»

Конференция прошла в рамках работы экспертной группы «Модернизация системы закупок в организациях ОПК» Совета ВПК по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении государственного оборонного заказа.
В конференции приняли участие более 250 ведущих экспертов в сфере регламентированных закупок, представителей профильных органов государственной власти и крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса. Генеральными партнерами конференции выступили ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и ОАО «ПО «Cевмаш».
В конференции участвовали: ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», Концерн «Радиотехнические и информационные системы», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Научно-производственной корпорация «Уралвагонзавод», ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», ОАО «Россети», ОАО «Калужский турбинный завод», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ОАО «Оборонстрой», ВСМПО-АВИСМА, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и многие другие предприятия.

Открыл конференцию заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олег Бочкарев. В первую очередь, Олег Иванович обратил внимание представителей отрасли на ситуацию с ценообразованием на военную продукцию.
«Мы вынуждены констатировать, что темпы роста цен на продукцию военного назначения серьезно опережают темпы инфляции, — отметил представитель ВПК. — К 2020 году мы должны на 70% укомплектовать наши вооруженные силы современными образцами боевой техники. При этом все уже распланировано и посчитано. Государство не может позволить себе столь необъяснимых темпов роста цен на выпускаемую продукцию».
В связи с этим он попросил участников конференции проанализировать влияние закупочной политики предприятий на стоимость продукции и оптимизировать этот процесс. Государство, создавшее большой и гарантированный рынок для оборонной промышленности, ждет от нее эффективной работы.
Вторая задача — это профессионализация системы закупок ОПК.
«Большинство заказчиков сегодня не имеют структурных подразделений, способных профессионально проводить регламентные процедуры с учетом всех требований законодательства, — сказал Олег Иванович. — Внутренняя культура и документы компаний и предприятий ОПК далеки от совершенства. Закупками в отрасли должны заниматься профессионалы, которые прекрасно владеют законодательством и современной практикой закупочной деятельности».
Третью задачу для развития системы закупок зампред ВПК связал с консолидацией отрасли. Сегодня в оборонке работает более 60 холдингов. Через три года практически 95% всех предприятий отрасли будет интегрировано в 90 вертикальных структур.
«Мы ждем от интегрированных компаний профессиональной работы в закупочной деятельности, — заявил О.И. Бочкарев. — Надеемся, холдинги будут создавать единые закупочные центры, которые позволят экономить на закупке партий изделий, металла, сырья. При этом мы должны аккуратно подходить к выстроенным организационным моментам, чтобы сохранить положительную практику».
Четвертая задача посвящена борьбе с коррупцией в сфере закупок. По мнению представителя ВПК, в данном вопросе необходимо сочетать жесткую дисциплину, неотвратимость наказания с материальной мотивацией. При этом уделять внимание не только персональному стимулированию.
«Компании, которые добились экономии благодаря закупочной деятельности, должны иметь возможность направить эти средства на финансирование собственных проектов развития, внутри своей компании», — объяснил зампред ВПК.

В-пятых, Олег Иванович предложил специалистам-практикам в области закупок разработать рекомендации, чтобы оградить рынок от недобросовестных участников. В настоящий момент закупочные процедуры ориентированы на снижение цены поставляемой продукции. Именно этот критерий является самым весомым при отборе победителя.
«Недобросовестные участники рынка пользуются этим и выигрывают конкурсы, предлагая заниженные цены. Хотя сами не являются производителями данной продукции. Потом приходят к производителям и начинают выкручивать руки, предлагая участвовать в поставках государству по заниженным ценам. Это, безусловно, неправильная ситуация. Мы должны разработать ряд мер для ее исправления», — резюмировал Олег Иванович.
Еще одна задача на будущее — развитие конкуренции в отрасли. «Сегодня все больше идет монополизация рынка. Государству это не очень нравится. Это побочный эффект необходимого исторического этапа консолидации промышленности в ОПК. Однако в перспективе мы должны решить и эту проблему — обеспечить развитие конкуренции. Для повышения эффективности закупок необходимо наличие нескольких поставщиков, когда можно выбирать оптимальные решения», — отметил зампред ВПК.
Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров поддержал представителя ВПК, а также отметил, что успехи оборонно-промышленной отрасли являются локомотивом развития всей экономики страны, что делает поставленные задачи особо актуальными. Также Виктор Алексеевич подчеркнул, что решения первой конференции в основном реализованы.
Свое видение проблематики в ходе пленарного заседания также представили Федеральная антимонопольная служба и Министерство экономического развития Российской Федерации.
Об итогах выполнения решений первой конференции рассказал председатель комитета НАИЗ по закупкам в ОПК Тарас Липницкий. Он представил проект поправок в законы 275-ФЗ, 44-ФЗ и 223-ФЗ, разработанный экспертами ассоциации. Их основная цель — гармонизировать нормативную базу, регулирующую закупки в отрасли.
Участники конференции получили возможность обсудить данный проект в ходе работы тематических секций, высказать свои предложения и замечания. В ближайшее время уточненный законопроект будет направлен на рассмотрение Военно-промышленной комиссии.
Работа тематических секция была посвящена и другим актуальным вопросам развития системы закупок ОПК: особенностям ценообразования, кооперации предприятий, закупок инновационной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции, перспективным инструментам и технологиям управления закупками.
В рамках конференции также работала открытая приемная НАИЗ. Многие участники конференции смогли обсудить с экспертами ассоциации волнующие их проблемы отрасли, а также возможные пути решения и формат дальнейшего взаимодействия с комитетом НАИЗ по закупкам в ОПК.
Итоги работы секций, выдвинутые участниками предложения были представлены на финальном пленарном заседании. Эксперты НАИЗ консолидируют их в итоговых документах конференции, которые будут использованы в дальнейшей работе по совершенствованию системы закупок оборонно-промышленного комплекса.

Резолюция конференции

(Выдержки)

2. Практика закупок оборонных предприятий в условиях действия существующей законодательной базы показала:
2.1. Предприятия в целом адаптировались к сформировавшейся правовой среде, регулирующей закупочную деятельность.
2.2. Отдельные проблемы, связанные со спецификой закупок оборонных предприятий, могут быть решены за счет внесения изменений в законодательство. Для этого необходимо доработать предложенный законопроект и обеспечить его принятие.
2.3. Основные проблемы, связанные с выполнением требований законодательства, обусловлены возможностью неоднозначного толкования норм, и допустимых способов их исполнения. Предприятия не могут своевременно получить разъяснения по запросам, направляемым ими в федеральные органы исполнительной власти. Это приводит к двум негативным последствиям. Во-первых, затягиваются сроки проведения закупок. Во-вторых, решения, которые предприятия приняли без официальных разъяснений в ряде случаев признаются контролирующими органами необоснованными, нарушающими закон. При этом по одним и тем же спорным случаям разными представителями контролирующих органов могут приниматься противоположенные решения.
2.4. Серьезную проблему представляет проведение закупок предприятиями ОПК, обеспечивающих соответствие фактических цен ранее установленным прогнозным ценам. Это связано со сложившейся системой планирования ценообразования при которой прогнозная цены формируются административным путем, а закупки, проводимые предприятиями ОПК осуществляются с учетом рыночной ситуации. Отсутствует методика ценообразования которая включает в себя логику обоснования и управления затратами. В таких условиях предприятию ОПК не выгодно управлять своими издержками и снижать стоимость. Логика рентабельности «20 и 1» не работает, поскольку в стоимость изделия не включаются все затраты (например, НИР, ОКР, обучение). Для устранения проблем, связанных с ценообразованием необходим переход от административного формирования цены за изделие к рыночно-административному, а затем к рыночному ценообразованию в ОПК.
Для решения этих проблем необходима системная работа по анализу вопросов предприятий и доведению до них разъяснений, однозначно принимаемых всеми представителями контролирующих органов.
Создание механизма сбора и анализа вопросов предприятий, выработки официальных разъяснений и их доведения до предприятий может стать одной из задач экспертной группы «Модернизация системы закупок в организациях оборонно-промышленного комплекса».
2.5. Изменение законодательной базы, регулирующей закупочную деятельность, привело к негативным эффектам. В связи с этим задача модернизации системы закупок в оборонно-промышленном комплексе сохраняет свою актуальность.
Учитывая, что в структуре затрат предприятий на выполнение государственного оборонного заказа и целевых программ по модернизации производства затраты на закупку товаров, работ и услуг составляют более 70%, повышение эффективности закупок в значительной степени определяет возможности повышения эффективности отрасли в целом.
Сложившаяся в настоящее время международная политическая и экономическая обстановка требует скорейшего решения задач повышения эффективности.
3. Повышение эффективности закупок в оборонно-промышленном комплексе может быть достигнут за счет перехода:
от закупки самого дешевого к закупке самого эффективного;
от конкуренции отдельных поставщиков к конкуренции цепочек кооперации;
от разовых закупок к построению партнерских отношений на основе комплексных долгосрочных договоров;
от контроля хода процессов закупки к контролю результатов на каждом этапе закупки;
от оценки результатов закупки по формальным признакам к их оценке по влиянию на решение задач предприятия.
Такой переход отвечает целям законодательного регулирования, закрепленным нормами законов, регулирующих закупочную деятельность.
Такой переход может быть осуществлен в рамках действующего законодательства с учетом изменений, предложенных участниками конференции «Закупки ОПК 2014».
Такой переход позволит не только повысить эффективность закупочной деятельности, но и стимулировать развитие отечественных разработок и производства, как в оборонном комплексе, так и в сопутствующих отраслях.

4. Для обеспечения перехода к модели управления закупками, ориентированной на повышение эффективности необходимо сместить акцент при анализе качества закупочной деятельности с выявления негативных практик и их пресечения на выявление позитивных практик и их распространение.
Анализ закупочной деятельности, направленный на выявление позитивных практик должен охватывать все аспекты закупок, значимые как для предприятия, так и для отрасли в целом, включая:
включение закупщиков в команду к конструкторам на стадии ОКР с целью на каждую запчасть или составную часть, по возможности, иметь аналог;
при проведении процедур отбора головных исполнителей включение в условия закупочной документации требование об обязательном указанию в контракт участников кооперации (субпоставщиков);
взаимодействие заказчик — разработчик — исполнитель — поставщик на всех этапах закупки от формирования потребности до завершения исполнения договора;
применение механизмов конкурентного отбора продукции и решений на этапе НИР;
закрепление ответственности за результат закупки у единственного поставщика за структурой, принявшей решение о единственном поставщике и не являющейся подразделением заказчика;
связь планирования закупок с производственными и иными планами и программами предприятия;
формирование начальной цены с учетом специфики закупок в рамках НИР, ОКР, изготовления серийной продукции, закупок на стадиях обслуживания и утилизации изделий;
формирование цепочек кооперации в ходе закупок;
применение долгосрочных договоров, контрактов жизненного цикла, инвестиционных договоров, договоров с использованием механизмов ГЧП;
сопоставление предложений участников процедур по совокупной стоимости владения закупаемой продукцией, по влияния закупаемой продукции на стоимость конечного продукта (работы, услуги) заказчика;
учет дополнительной ценности предложений участников закупки, таких как импортозамещение, локализация технологий на территории РФ, создание рабочих мест, развитие производства, инновационные разработки, социальные проекты;
порядок закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и способы их учета;
порядок закупки и внедрения инновационных решений и продукции;
применение методов проектного управления закупочной деятельностью;
применение информационных технологий в управлении закупочной деятельностью, в том числе путем создания Единой отраслевой системы управления определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для нужд оборонного комплекса в виде подсистемыГосударственной автоматизированной системы оценки финансово-технологических рисков, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа (ГАС ГОЗ). При этом особо отметить целесообразность решения задач конфиденциальности передачи данных не механизмами лицензирования и сертификации, а путем внедрения передовых информационных технологий, исключающих влияние человеческого фактора (шифрования заявок на стороне участника).

5. Устранение проблем, мешающих нормальной закупочной деятельности оборонных предприятий, решение задачи перехода к системе закупок, ориентированной на повышение эффективности, создание комфортных условий для работы добросовестных сотрудников и руководителей требует системной работы, ориентированной на результат. Формой такой работы может стать проект по модернизации системы закупок в оборонно-промышленном комплексе. Коллективным заказчиком проекта могут стать как предприятия оборонно-промышленного комплекса, так и заинтересованные органы власти. Результаты проекта могут планироваться и приниматься в формате конференции «Закупки в оборонно-промышленном комплексе».

 

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru