Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 за 2013 г.

До распада СССР южные рубежи страны, Средневосточный и Ближневосточный театры военных действий относилось к зоне ответственности Главного командования Южного направления (Северо-Кавказский, Закавказский и Туркестанский военные округа), которое имело основной командный пункт в Баку (на иранском направлении) и вспомогательный пункт управления в Термезе (на афганском направлении). По опыту стратегических учений «Юг-80», свои интересы на южном направлении СССР планировал обеспечить активными действиями Советской Армии.

В качестве вероятного противника прогнозировалась группировка войск под эгидой США, в которую также входили Турция, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Пакистан и Оман (блок «Южных»). Как возможные причины начала боевых действий рассматривались локальные военные конфликты Израиля с Ливаном, Саудовской Аравии с Народно-демократической республикой Йемен и Йеменской арабской республикой, военные действия против Афганистана регулярных войск Пакистана, подготовка государственного переворота в Иране.

В качестве первоочередной задачи планировалось вводом войск Советской Армии в Иран сорвать использование противником его территории в качестве плацдарма против СССР, обеспечить надежную оборону южных границ Советского Союза, Афганистана и безопасность других стран региона с лояльными к СССР режимами. Для этого предусматривалось: проведение операции по вводу войск в Иран, перегруппировка сил для усиления турецкого направления, а также активизация действий на территории Афганистана. Одновременно намечалось подготовить и при необходимости провести стратегическую наступательную операцию на Средневосточном и Ближневосточном ТВД с целью разгрома вооруженных сил блока «Южных», овладения их территорией и вывода этих стран из войны.

К стратегической наступательной операции привлекались войска трех фронтов, воздушно-десантные войска, часть сил Черноморского флота, оперативная эскадра в Индийском океане, воздушная армия Верховного Главнокомандования, а также другие объединения различных видов Вооруженных сил. Операция планировалась на всю глубину театра войны. Для ее реализации в распоряжении Главного командования Южного направления и Генерального штаба Вооруженных сил СССР имелись все необходимые силы и средства.

После 1991 года Российское государство оказалось, по сути, отброшено к границам XVII века, его население уменьшилось до 143 млн чел. (2012 г.). Это серьезно отразилось на всех сторонах безопасности страны. В несколько раз снизились потенциальные возможности обороны, сократились мобилизационные ресурсы, уменьшилась способность противостоять крупномасштабной агрессии. Возросла уязвимость страны не только от ядерного, но и от обычного оружия, от широкомасштабного нападения и периферийных конфликтов. Существенно выросла протяженность внешних границ России. Причем большие участки сухопутных границ оказались незащищенными естественными природными рубежами, а в стратегическом плане попросту открытыми. Многие внутренние районы страны превратились в приграничные. Особенно остро эти проблемы проявились на Центрально-Азиатском стратегическом направлении (ЦАСН), которое сейчас входит в зону ответственности Центрального военного округа (оперативно-стратегического командования).

Характеристика театра военных действий

На территории Российской федерации ЦАСН включает территории Пензен­ской, Саратовской, Самарской, Орен­бург­ской областей, республик Татарстан, Баш­кор­то­стан, Чу­ваш­ской, Ма­ри-Эл, Удмуртской, Челябинской, Курганской, Тюменской, Свердловской, Перм­ской и Кировской областей. Глубина направления составляет до 800 км, ширина до 1600 км. По площади он занимает около 1 млн. кв. км. Здесь проживает более 25 млн. человек.

Для более детального оперативно-стратегического планирования в границах ЦАСН определены Заволжское и Южно—Уральское операционные направления, оперативная емкость которых позволяет вести армейские, а при определенных условиях и фронтовые операции. Зарубежная часть Центрально-Азиатского стратегического направления включает территории Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, а также прилегающие районы соседних стран: западный Китай, северный Пакистан, северо-восточный Иран, Афганистан. Глубина зарубежной части ЦАСН достигает 2500–2800 км.

На границе российских и зарубежных районов ЦАСН естественные физико-географические барьеры отсутствуют, что затрудняет оперативное оборудование ТВД в интересах обороны. На Южноуральском операционном направлении, на удалении 1500–1700 км от границ России располагается Памирская горная система, являющаяся мощным физико-географическим барьером, отделяющим Киргизию и Таджикистан от западного Китая и северного Пакистана. К западу и северо-западу от горной системы Тянь-Шаня в пределах Туркмении, Узбекистана и большей части Казахстана вплоть до Каспийского моря простираются обширные пространства сухих степей, полупустынь и пустынь. Южная граница пустынных равнин протягивается по окраинам Иранского нагорья к подножью хребта Копетдаг.

По западной границе Заволжского операционного направления простирается Каспийское море — самый крупный в мире внутренний водоем. Южнее Аральского моря располагается Туранская низменность. К северу от Туранской низменности располагается Тургайское плато, переходящее на востоке в равнины Казахского мелкосопочника. За исключением северных районов Казахского мелкосопочника и Тургайского плато гидрографическая сеть слабо развита, реки заканчиваются во внутренних водоемах или образуют так называемые сухие дельты, теряясь в ­песках.

Амударья и Сырдарья — основные реки региона, воды которых на всем протяжении их равнинного течения интенсивно разбираются на орошение и отводятся по каналам на огромные расстояния. Здесь сосредоточена большая часть населения и сельскохозяйственных (оазисных) земель региона.

Транспортная сеть зарубежной части ЦАСН развита слабо, особенно южнее северных областей Казахстана. Плотность автомобильных и железных дорог низкая, а на Заволжском операционном направлении южнее Аральского моря они фактически отсутствуют. Рокадные дороги с незначительной пропускной способностью имеются лишь в глубине зарубежной части ЦАСН, вблизи южных границ Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана.

Железнодорожная магистраль меридионального направления с пропускной способностью 50–60 пар поездов в сутки имеется на маршруте Актобе — Казалинск, с меньшей пропускной способностью на маршруте Актобе — Узень. Это вносит заметные ограничения в темпы развертывания войсковых группировок в зарубежной части ЦАСН, особенно на Заволжском операционном направлении.

Аэродромная сеть в зарубежной части ЦАСН развита недостаточно, имеет небольшую оперативную емкость, укрытиями для самолетов фактически не оборудована. Развертывание оперативной группировки российских ВВС на территории союзников по ОДКБ потребует дополнительных усилий по аэродромно-техническому и всестороннему материальному обеспечению.

В границах ЦАСН на территории России дислоцируются соединения постоянной готовности 2-й гвардейской общевойсковой Краснознаменной армии (г. Самара), соединения и части окружного и центрального подчинения. Среди них мотострелковые, танковые и специального назначения:

  • 21-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (пгт Тоцкое, Оренбургская область);
  • 15-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (пгт Рощинский, Самарская область);
  • 23-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (г. Самара);
  • 28-я отдельная мотострелковая бригада (г. Екатеринбург);
  • 7-я отдельная гвардейская танковая бригада (г. Чебаркуль, Челябинская область);
  • 3-я отдельная гвардейская бригада специального назначения (г. Тольятти, Самарская область).
Соединения и части ракетных войск и артиллерии:
  • 92-я ракетная бригада;
  • 119-я ракетная бригада;
  • 385-я гвардейская артиллерийская бригада;
  • 950-й реактивный артиллерийский полк.

Противовоздушную оборону войск обеспечивает 297-я зенитная ракетная бригада. В составе группировки также имеются соединения и части боевого, технического и тылового обеспечения. В распоряжении Центрального военного округа находятся силы и средства 2-го командования ВВС и ПВО, которое в границах ЦАСН имеет 8-ю бригаду воздушно-космической обороны (г. Самара) и 6980-ю авиационную базу (г. Челябинск). На приморском фланге Заволжского операционного направления в интересах сухопутной группировки может действовать Каспийская военная флотилия. В подчинении командования Центрального военного округа также находятся российские воинские части за рубежом: 201-я военная база (гг. Куляб, Курган-Тюбе, Душанбе Республики Таджикистан) и 999-я авиационная база (г. Кант, Республика Киргизия).

В зарубежной части ЦАСН расположены союзники России по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ): Киргизия, Казахстан и Таджикистан. Решением ОДКБ были образованы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР). В состав КСБР ЦАР входят соединения, части и подразделения общей численностью до 20 тыс. человек, предназначенные для действий на ЦАСН:

  • 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (Россия);
  • 31-я гвардейская десантно-штурмовая бригада (Россия);
  • 37-я десантно-штурмовая бригада аэромобильных войск (Казахстан);
  • батальон морской пехоты (Казахстан);
  • батальон отдельной горнострелковой бригады (Киргизия);
  • три десантно-штурмовых и мотострелковых батальона (Таджикистан).

По опыту проведения учений последних лет, в военном планировании России и ее союзников по ОДКБ спрогнозированы два основных варианта действий войск на Центрально-Азиатском стратегическом направлении.

Первый вариант предусматривает проведение специальных операций блокированием и нейтрализацией незаконных вооруженных формирований (НВФ). При этом воинские контингенты КСБР ЦАР ведут боевые действия с НВФ, а формирования сил специального назначения КСБР ЦАР восстанавливают порядок на конфликтных территориях сводными отрядами МВД и других внутренних силовых структур. Сводные отряды МЧС осуществляют ликвидацию последствий террористических актов.

Например, на одном из учений «легенда» описывала проникновение на территорию одной из центрально-азиатских стран незаконных вооруженных формирований международных экстремистских и террористических организаций численностью около 3500 человек с целью захвата власти. Они приступили к организации вооруженного мятежа. Начались нападения на органы местной власти и охраны правопорядка, объекты воинских частей с целью захвата оружия и боеприпасов. Боевики захватили заложников, провели диверсионные действия на объектах гражданской инфраструктуры, осуществили серию террористических актов по устранению представителей законной власти, предприняли действия для установления контроля над населенными пунктами.

Государства-члены ОДКБ развернули войсковую группировку, которая блокировала НВФ и разгромила их в ходе специальной операции. Органы исполнительной власти и специальные службы государств-членов ОДКБ провели оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, чтобы не допустить дестабилизацию обстановки, восстановить законность и правопорядок. Второй вариант предусматривает действия войск союзников по ОДКБ в локальной или региональной войне. В частности, такие действия отрабатывались в ходе оперативно-стратегических учений «Центр-2011» на Заволжском операционном направлении Центрально-Азиатского стратегического направления. Замыслом учения предусматривалось отражение наступления регулярных соединений вооруженных сил Ирана с ведением широкомасштабных боевых действий, с привлечением всего спектра вооружений и военной техники: авиации, боевых кораблей, средств ПВО, танков, ракетных войск и артиллерии и т.д. В учениях были задействованы соединения, части и подразделения мотострелковых, танковых, десантно-штурмовых войск, морская пехота, военно-морские силы, подразделения ПВО, внутренние войска и другие силовые структуры. Отрабатывалось централизованное управление межвидовой, многонациональной группировкой войск при ведении оборонительной операции.

Таким образом, военное руководство России и ее союзники по ОДКБ осуществляют многовариантное планирование применения вооруженных сил. Ближайшими планами развития возможностей союзнических сил предусмотрено сокращение времени развертывания КСБР ЦАР до 5 суток, оперативная подготовка базовых районов, совершенствование транспортной инфраструктуры. Очевидно, что планы не ограничиваются только развертыванием КСБР ЦАР. Россия и ее союзники не исключают в случае необходимости полномасштабного развертывания на Центрально-Азиатском стратегическом направлении оперативных и оперативно-стратегических группировок войск, способных успешно решать задачи в локальной или региональной войне.

Мураховский Виктор Иванович,
полковник запаса, главный редактор журнала «Арсенал Отечества»

Мы на Facebook

 

Партнёры

Журнал онлайн

Реклама

Дизайн и разработка

Студия дизайна «Леовинг»

Контакты

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru